ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

33 подписчика

Свежие комментарии

  • Oksana
    Очень хорошая новость!В приюте «Дубовая...
  • Геннадий Мокряк
    Раньше жильё усиленными темпами строили, теперь храмы. Потихоньку скатываемся в мракобесие.В следующем году ...
  • ВЛАДИСЛАВ
    Был на днях на Чистых прудах. Сделали, конечно, красиво, но в кафешке над прудом цены очень даже не божеские.Депутат Мосгордум...

Легендарный режиссёр-мультипликатор Александр Татарский работал в Останкине

Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона»

О выдающемся мультипликаторе рассказала его жена и коллегиВ этом году исполняется 70 лет со дня рождения режиссёра Александра Татарского, автора культовых мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег» и знаменитой пластилиновой заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!». В 1980-х годах он работал в телецентре «Останкино». О выдающемся режиссёре-мультипликаторе рассказала его жена Алина Татарская и коллеги по студии «Пилот».

А может быть, слонёнок…

Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона»

Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона»

В технический корпус телецентра — приземистое панельное здание неподалёку от Останкинского (Дворцового) пруда — Александр Татарский и его группа въехали в начале 1980-х.Татарский работал тогда в студии «Мульттелефильм» объединения «Экран». Когда появилась возможность снять собственный мультфильм, первое, о чём он подумал, так это о стихотворении Эдуарда Успенского «Жил-был слонёнок»:

В одном огромном парке,

А может, и не в парке,

А может, в зоопарке

У мамы с папой жил

Один смешной слонёнок,

А может, не слонёнок,

А может, поросёнок,

А может, крокодил.

Но мультфильм по этому стихотворению уже был — «Слоно-дило-сёнок», который озвучивал Алексей Баталов. Тогда Успенский принёс другой вариант — на основе классической басни про ворону и лисицу.

 — Сегодня в это трудно поверить, но и «Пластилиновая ворона», и «Прошлогодний снег» к показу по телевидению сначала были запрещены, — говорит Алина. — Причины: безыдейно, идеологически невыдержанно, нет положительного героя. «Снег» пришлось несколько раз перемонтировать и переозвучивать. «Ворону» спас Эльдар Рязанов — показал в «Кинопанораме».

Плёнка задом наперёд

Александр Татарский с супругой/ из архива Алины Татарской

Александр Татарский с супругой/ из архива Алины Татарской

Пластилиновая техника в зарубежной анимации уже существовала, но Татарский с Игорем Ковалёвым, художником-постановщиком фильма, об этом не знали. И придумали свой способ: на стекле делается объёмная картина из пластилина, а затем её размазывают, затирают слой за слоем и запечатлевают на плёнке. Потом плёнку запускают в обратном направлении. Картинки быстро и ловко складываются и перетекают друг в друга.

С озвучиванием тоже не обошлось без ноу-хау. Сначала песенка Григория Гладкова, которую записали ведущие «Радионяни» Александр Левенбук и Лев Шимелов, звучала гораздо медленнее. Татарский услышал, как в одной из соседних студий реставрируют старую плёнку с голосом Ленина — меняют скорость. Тогда он попросил перезаписать в ускоренном темпе и «Ворону». Фильмы Татарского принесли «Экрану» множество призов, но, как рассказывали коллеги и друзья, на студии его не очень любили.

 — На партсобраниях обсуждали его поведение: мол, ходит с кудрявой головой, носит джинсы, отпускает нелицеприятные словечки, — вспоминал художник-постановщик Валентин Телегин.

Легендарный режиссёр-мультипликатор Александр Татарский работал в Останкине

«Падал прошлогодний снег»/ кадр из мультфильма

«Прибытия поезда» не дождались

Сначала барак за телецентром воспринимался как ссылка. Но вскоре стали очевидны и плюсы: далеко от начальства, вход свободный. В 1987 году, позвав всех в пивную, режиссёр сообщил, что они начинают четырёх-серийный мультфильм «Следствие ведут Колобки». Его персонажам — братьям Пилотам — было суждено дать название будущей студии Александра Татарского.

— Саша всё время пропагандировал дух студийности, — рассказывал режиссёр Владлен Барбэ. — Мы практически 18 часов проводили вместе.

Но свой главный фильм — «Прибытие поезда» — Татарский так и не снял.

 — Саша начал его в восьмидесятых, а потом наступили тяжёлые времена, — говорит Алина Татарская. — Когда дело касалось фильмов, Александр Михайлович себя немного задвигал. Появились деньги — запускается чей-то другой проект, только не его.

Вторая причина — техническая.

— «Прибытие» было сделано на бумаге, кальке, целлулоиде, — рассказывает Алина. — Материалы занимали целую комнату. Но случилась авария: прорвало водопровод, материалы пострадали. Переехали в сухой подвал. Снова что-то прорвало. Сегодня все материалы лежат в отдельной комнате, но… восстанавливать их трудно, да и некому.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх