Выпускница ВГИКа Ольга Стефанова живёт в районе Отрадное. Она пятая российская женщина, зимовавшая в Антарктиде. Всего Ольга побывала на южном континенте семь раз и выпустила четыре документальных фильма о жизни российских полярников.
На самолёте из Чили
Режиссёр и оператор Ольга Стефанова попала в Антарктиду 14 лет назад — после окончания ВГИКа.
— Мечтала оказаться как можно дальше от цивилизации: в такой среде отчётливее всего прослеживаются человеческие характеры, а я хотела снять об этом фильм, — рассказала Ольга.
ГосНИИ гражданской авиации требовался специалист, который смог бы снять сюжет о том, как нашим полярникам привозят бочки с горючим. Ольга согласилась, и её работа понравилась заказчику. Но та поездка была всего на несколько дней, девушка же хотела пробыть в Антарктиде намного дольше и снять полнометражную ленту. И ей дали добро.
— Я до конца не могла поверить, что меня утвердили, — делится наша героиня. — Осознание пришло, только когда мы вместе с другими членами экспедиции прилетели в Чили, там сели на военный самолёт и взяли курс на южный материк. Это было настоящее чудо, ведь женщин на зимовку в Антарктиде не принято брать.
Время считали в банях
Зимовка в Антарктиде — это вовсе не три месяца, а целый год. Именно на год сюда завозят съестные припасы, медикаменты, инструменты для исследований. Ольга зимовала на одной из российских антарктических станций, которая называется «Беллинсгаузен», вместе с 15 полярниками.
— Они вели климатические и гидрографические исследования, брали пробы воды, снега. Остальные обеспечивали быт. У нас были врач, повар, водители, ведь на станции не маленький автопарк: квадроциклы, ратраки, вездеходы, даже машина «Урал». А ещё с нами зимовал священник отец Сергий — душа компании, который всегда поддерживал в трудную минуту, — вспоминает Ольга.
На станции ей выделили комнату в большом общем доме. Там было тепло благодаря генератору. А вот умываться приходилось ледяной водой: горячей не было. Правда, по субботам всегда топили баню с берёзовыми вениками и купелью. После парилки каждому выдавали баночку мёда.
— Именно банями мы считали, сколько времени осталось до конца экспедиции: четыре бани, три, две, — смеётся Ольга. — А ещё в Антарктиде я научилась готовить на большую команду. Наш повар заболел, ему пришлось улететь домой, а на готовку поставили меня и радиста — сварить на всех борщ, навертеть котлет, приготовить пирог…
Пингвины их не боялись
Во время той экспедиции Ольга Стефанова сняла фильм «Зимовка» и окончательно влюбилась в суровый край.
— Бесконечные айсберги, штормы, тюлени, морские котики, бессчётное количество птиц. Пингвины, кстати, очень похожи на людей. Особенно когда начинают ругаться друг с другом, — объясняет режиссёр. — А какие они любопытные! Просыпаюсь однажды, а на меня через окно смотрят два глаза и жёлтый клюв.
По словам Ольги, рядом со станцией «Беллинсгаузен» в основном живут пингвины Адели — небольшие. Но в одну из следующих экспедиций видела она и больших императорских.
— Их колонии находятся рядом с нашей станцией «Мирный». Климат там суровее. Температура достигает минус 40 градусов. Пингвины там людей совсем не боятся, мы часто за ними наблюдали, — рассказала Ольга.
Остров Буромского
В своей последней экспедиции в Антарктиду Ольга Стефанова сняла документальный фильм о реставрации кладбища полярников на острове Буромского. Лента так и называется: «Остров Буромского».
По словам режиссёра, за годы освоения континента там погиб 81 советский и российский исследователь. Только 11 из них смогли увезти на родину. Остальные были похоронены здесь.
Сейчас в планах Ольги — создать интернет-портал «Память Антарктиды», где будут перечислены те, кто навсегда остался на южном материке. Этот проект уже поддержан Фондом президентских грантов.
Свежие комментарии