На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

88 подписчиков

Свежие комментарии

Евгений Водолазкин: в 16 лет я превратился в сложного подростка

Известный писатель рассказал о взрослении, о сюжетах своих книг и о плодах одиночества

Евгений Водолазкин признаётся, что прошедший год стал для него весьма плодотворным. В самоизоляции он написал философскую пьесу «Сестра четырёх». В декабре во МХАТе им. Горького состоялась премьера пьесы «Лавр» по одноимённому роману Водолазкина и вышел роман «Оправдание Острова».

Мы станем другими

— Евгений Германович, вы отмечаете, что сегодня для всех наступила новая эпоха — «большой внутренней серьёзности». Что имеете в виду?

— Серьёзность не в смысле надувания щёк, а как попытка разобраться в себе, в истории своей страны. В пьесе «Сестра четырёх», которая рождалась на пике пандемии, мои герои — четыре пациента инфекционной больницы и медсестра — признают, что жили неправильно и нечестно, а апофеозом пьесы становится их покаяние. Пандемия — это опыт, а он меняет человека. Мы точно станем другими. Бесследно такой урок не пройдёт. Отчасти моё мнение о ситуации выражено в словах героев: «Отныне все мы будем не те: не буду я так бездумно тратить время, как раньше, — это было большим уроком…»

Превращение

— А был ли у вас лично момент истины, когда вы поняли, что по-настоящему важно, а что не очень…

— Со мной это произошло лет в шестнадцать. До того момента я был бессмертным, как все дети. Конечно, я знал о смерти, но не соотносил её лично с собой. А потом я вдруг осознал: смерть есть, в итоге я превращусь в жуков, в траву… Мысль эта была настолько жгучей и чувствительной, что я бросил учёбу, музыкальную школу и из благополучного мальчика превратился в сложного подростка.

Тогда же я крестился. Принял крещение тайно, без регистрации в книге, потому что в годы СССР это могло иметь последствия при поступлении в университет.

— Откуда к вам приходят образы?

— Писатель живёт не в вакууме, он не выдумщик, а скорее собиратель историй. Многие мои герои — реальные люди, только с другими именами. Да и сюжеты тоже зачастую беру из жизни, они на слуху.

— Можно сказать, что вы живёте попеременно в двух столицах. И всё-таки вам ближе Москва или Питер?

— Я очень люблю Москву. В этом смысле я, наверное, нетипичный для Питера человек. Питер имеет очень чёткий стиль, строгий вид, а в Москве, в огромном городе, есть толерантность. В этом плане Москва абсолютно демократична. Нужно, наверное, и то и

другое, как контрастный душ. Если чувствую, что устал от Питера, еду в Москву, и наоборот. Но, знаете, моё любимое рабочее место — это деревня. Вот там мне пишется лучше всего.

О чём новый роман

Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

— Вы не раз подчёркивали, что древнерусская литература полнее и глубже, чем современная.

— Можно сказать, что я смотрю на мир двумя глазами: древнерусским и современным. Причём мой интерес к древнерусской литературе я бы назвал не то чтобы естественным, а неминуемым. Это моя попытка дать ответ своему времени на вечные вопросы. Истина многомерна, и порой важнее задавать вопросы, чем давать ответы. Если вопросы поставлены правильно, размышления над ответами на них помогают человеку понять, изучить себя.

Во многом изучению себя поспособствовала изоляция. Скажу о себе. У меня отменилось немало ненужных встреч, мероприятий, и я постарался использовать ценный ресурс для дела. За это время не только я, но и мои коллеги-писатели успели много чего создать. 2021-й обещает быть очень интересным. Это будут плоды года одиночества.

— Что нового в ближайшей перспективе мы сможем прочитать?

— Буквально перед Новым годом у меня в издательстве АСТ в редакции Елены Шубиной вышел новый роман «Оправдание Острова». Само действие романа разворачивается на Острове, которого нет на карте, но существование его не вызывает сомнений. Там Средневековье переплетается с современностью, всеобщее — с личным, трагизм — с гротеском.

— В одном из выступлений вы предложили «сосредоточиться на настоящем». Считаете, надо жить одним днём?

— Мне кажется, надо работать «здесь и сейчас», лучше сделать упор на том, что обозримо. Это как море: оно простирается до горизонта, и можно, конечно, сделать прогноз о том, что за линией. Есть те, кто видит «за горизонтом», но это большая редкость. Будущее — результат наших мыслей и фантазий, не более.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх