Психолог из Алтуфьева о том, как подготовить ребёнка к встрече с новыми людьми и ситуациями
В новой школе могут появиться новые друзья, а могут — и новые трудности.
Наталья Лаврова
Негативный опыт не проходит бесследно: может способствовать развитию тревожности, замкнутости или агрессивности. О том, как помочь ребёнку адаптироваться к переменам, рассказала Наталья Лаврова, психолог социально-реабилитационного центра «Алтуфьево».
Помогли вернуть уверенность в себе
К Наталье обратилась мама тринадцатилетнего Сергея. Из-за переезда в другой район подростку пришлось сменить школу. Это сказалось на его поведении и настроении. Успеваемость снизилась, идти в школу ребёнок не хочет, ни с кем не общается. Психолог пообщалась с Серёжей и выяснила, что он боится выступать перед классом, начал забывать то, что учил. Это отразилось на оценках. Лаврова назначила индивидуальные и групповые консультации в течение трёх месяцев. К процессу подключился классный руководитель — Сергея вовлекли во внеклассные мероприятия. Он вступил в подростковый клуб столичного семейного центра, где смог проявить свои таланты и умения, обрёл новых друзей и уверенность в себе. Это положительно сказалось и на успеваемости, ведь подросток перестал стесняться и уже без страха выходил к доске.
Полгода на адаптацию
— Когда ваш ребёнок боится первого дня в новом коллективе, нужно приложить дополнительные усилия для того, чтобы укрепить его уверенность, — говорит Наталья Лаврова. — Узнайте, какие у него есть опасения. Может, боится не справиться с нагрузкой или не найти друзей. Проявите заинтересованность. Если понимаете, что самостоятельно справиться с тревогой у ребёнка не получается, обратитесь за помощью к психологам столичных семейных центров. Сходите вместе на «экскурсию» в новую школу, познакомьтесь с классным руководителем. Выясните основные требования к внешнему виду, чтобы сын или дочь не выглядели белыми воронами.
Не навязывайте ребёнку свои страхи и переживания. Покажите, что вы уверены: переход в новую школу пройдёт легко и спокойно. Поделитесь собственным опытом, как вам удалось побороть страх. Заранее подготовьте ребёнка к представлению перед классом. Спросите, о чём он будет рассказывать. Помогите ему подготовиться к самопрезентации. Первое время старайтесь не давить, не требовать сразу влиться в коллектив и приносить хорошие отметки. Должен пройти период адаптации в новом классе, в среднем это от 3 до 6 месяцев.
Отмечайте все достижения ребёнка, чаще хвалите его за малейшие успехи в школе. Не сравнивайте с одноклассниками. Это неэтично и может нанести вред самооценке подрастающего человека.
Если у вас возникли проблемы, и вы не можете самостоятельно с ними справиться, психологи столичных семейных центров готовы вас выслушать и помочь. Фото: pixabay.com
Приятная беседа за вкусным завтраком
Постарайтесь сделать всё от вас зависящее, чтобы утром важного дня ребёнок хорошо себя чувствовал. Позаботьтесь о том, чтобы он встал вовремя, был здоровым и отдохнувшим. Приятная беседа за вкусным завтраком также поможет обеспечить хорошее настроение перед выходом из дома.
Важно донести до ребёнка, что волнение в такой ситуации естественно. Всё, что непривычно, вызывает тревогу, и это нормально. Вспомните истории из собственной жизни, в которых вы достойно справились с подобной ситуацией; расскажите ребёнку, как это было. Возможно, у вас происходили и забавные случаи, рассказ о которых поможет снять напряжение.
Если у вас возникли проблемы и вы не можете самостоятельно с ними справиться, психологи столичных семейных центров готовы вас выслушать и помочь.
Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог
Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить.
Особенности подростковой психотерапии
Если детская психотерапия базируется в основном на игре, с подростками нужно разговаривать. При этом сформулировать запрос и целенаправленно работать в психотерапии им сложно из-за частых смен настроения и мотивов.
Подросток переживает много внутриличностных конфликтов: конфликт собственных желаний и воспитания, стремлений и возможностей. Психотерапевт должен учитывать это и помогать выстраивать границы, слушать и понимать себя.
Для подростка крайне важен аспект конфиденциальности. Он может отказываться от психотерапии или замалчивать некоторые ситуации из-за страха, что терапевт «доложит» все родителям.
Трудности могут возникать на моменте построения эмпатической связи. Особенно если в семье есть проблемы с открытостью и близостью, у подростка мало шансов научиться выстраивать доверительные отношения.
Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.
Свежие комментарии