
Танковый трак — звено гусеничной цепи тяжёлого танка КВ («Климент Ворошилов»), который был на вооружении Красной армии в начале войны, — и гильзы от патронов и пушечных танковых зарядов нашли рабочие компании «Жилстрой» во время земляных работ на месте старой детской площадки на ул. Конёнкова, 4. К слову, двор на Конёнкова, 4, благоустроили по методу соучаствующего проектирования.
Жители активно обсуждали проект, многое из того, что они предложили, было сделано.Не просто железяки

Фото: из личного архива
— Мы вели там комплексное благоустройство. Экскаватор начал выбирать грунт под укладку тротуара, и вдруг ковш что-то задел, — говорит учредитель «Жилстроя» Владислав Костин. — Рабочие служили в армии, поэтому сразу поняли, что это не просто ржавые железяки, а части военной техники и оболочка боеприпасов, оставшиеся со времён войны.
Вызвали сапёров. Они прошли по всей территории и убедились, что неразорвавшихся снарядов нигде нет. После этого трак и гильзы вытащили, очистили от земли и песка, перенесли вглубь площадки и накрыли.
Следы мотобазы
Владислав Костин по первой специальности инженер авиационного и космического оборудования, окончил Военно-космическую академию, служил на космодроме в Плесецке.
— Трак и гильзы лежали не глубоко: сантиметрах в сорока от поверхности земли. Мне стало интересно, как они здесь оказались, — говорит Владислав. — Начал рыть в Интернете и выяснил, что в 1941-1942 годах в районе села Бибирева — тогда это был Краснополянский район Московской области — располагалась мотобаза военной техники Московского резервного фронта. Он был создан в начале октября 1941 года на случай, если немцы прорвут линию обороны.
КВ в засаде
Сюда же, на мотобазу в Бибиреве, везли для ремонта повреждённую технику с поля боя: линия фронта проходила в 20 километрах, на окраине сегодняшней Лобни. От первых лобненских домов немцев отделял противотанковый ров — 4 метра в глубину, 6 метров в ширину — и огневые позиции артиллерии и миномётов.
По данным краеведов Лобни, в октябре-ноябре 1941 года на этом участке укрепрайона сражались, в частности, 7-й и 15-й отдельные гвардейские миномётные дивизионы, 517-й артиллерийский полк, 13-я зенитная батарея, 134-й и 135-й отдельные танковые батальоны. Замаскированные КВ были расставлены в засаде по всему укрепрайону. Приказ для всех экипажей был один: в случае прорыва обороны уничтожать врага, не пускать ближе к Москве.
— По сравнению с Т-34 у КВ, конечно, много недостатков: слишком тяжёлый, маломанёвренный, — говорит Владислав. — Однако в открытом бою он был неуязвим: снаряды немецких пушек оставляли на нём лишь царапины.
Знак во дворе
Обновлённый двор на ул. Конёнкова, 4, сдан на минувшей неделе. В результате комплексного благоустройства здесь обустроена новая детская площадка — с качелями и каучуковым покрытием, установлены новые тренажёры на спортивной площадке, новые скамейки в зоне тихого отдыха.
Не исключено, что в ближайшее время здесь появится ещё один объект.
— Сейчас трак и гильзы убраны, лежат у нас на складе, возможно, передадим их в музей школы «Бибирево» — она находится в этом же дворе, — говорит Владислав Костин. — А на месте, где они были найдены, предлагаем установить мемориальный знак в память о том, что здесь была моточасть, где ремонтировали танки, защищавшие Москву.
Свежие комментарии