ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

57 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Федюшин
    Ещё один клоун поумнел! Ну - ну. Выбирайте хитрожопых недоумков.Дмитрий Певцов по...
  • Григорий Соколов
    Какая ж жуть там творится с этим строительством! Хаос дичайший! Вечные пробки аж от ВДНХ! А то и от Рижской! А теперь...Проход к станции ...
  • Григорий Соколов
    А червяков переписывать будут?В парках СВАО про...

Гранитная стела возле Гончаровского парка появилась в честь визита Ленина в Бутырский хутор

В.И. Ленин/ Фотобанк

22 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ильича ЛенинаВ октябре 1921 года Владимир Ленин побывал на Бутырском хуторе, на учебно-опытном поле Московского зоотехнического института (МЗИ), где проходили испытания электрического плуга. Об этом напоминает стела у входа в Гончаровский парк со стороны улицы Руставели. О тех событиях «ЗБ» рассказали старожил района Наталья Ивлева и историк техники Алексей Михайлов.

Около Ленина назначали свидания

Памятник установили в ноябре 1968 года. Массивный гранитный постамент в виде куба, на нём сидящий Ленин из кованой меди: нога на ногу, на коленях книга – вождь что-то читает.

– В детстве мы часто возле этого памятника гуляли – сначала с родителями, потом сами, – говорит Наталья Ивлева с улицы Руставели. – Когда подросли, свидания около Ленина назначали.

Летом 1988 года появилось дополнение к памятнику – гранитная стела с волнистой вставкой, призванная символизировать то ли свежевспаханную борозду, то ли плуг, то ли лемех.

В 1990-х фигуру Ленина убрали, а стела осталась.

Опытные поля вдоль Савёловской железки

Погода в тот день выдалась пасмурной, с дождиком. Как вспоминал Василий Есин, член комиссии ГОЭЛРО, Владимир Ильич приехал на опытные поля МЗИ – они тянулись вдоль Савёловской железной дороги – около 3 часов дня.

Выйдя из автомобиля, Ленин направился к краю поля, где стояла машина необычного вида – что-то вроде огромной железной сороконожки, приподнявшей голову. По бокам были прикреплены два высоких колеса и серебристые металлические тросы, тянувшиеся к двум передвижным электролебёдкам справа и слева. От них шли провода к трансформаторным будкам, а оттуда – к столбам, установленным по периметру поля.

Ни лошадей, ни тракторов

Идея использовать электричество для того, чтобы пахать землю, возникла весной 1918 года у рабочих Петроградской электростанции.

– Им выделили землю для общественных огородов – пустырь за городом, но распахать его никак не получалось, – говорит историк техники Алексей Михайлов. – Лошади были «мобилизованы»: шла Гражданская война, а до массового производства тракторов было ещё далеко. Тогда кто-то сказал: «А что, если подключить плуг к электричеству?» Экспериментальные образцы показали, что пахать с использованием электричества можно, надо только изменить конструкцию плуга. Его сделали на Брянском заводе сельхозтехники.

Конкурс жнеек-сноповязалок

Бутырский хутор для обкатки электроплуга был выбран не случайно.

– Испытательный полигон действовал здесь с 30-х годов XIX века, когда рядом с деревней Бутырки начала работать опытная станция Московской земледельческой школы, – продолжает Михайлов. – Потом здесь проводили выставки сельскохозяйственных орудий и машин. Даже устроили конкурс жнеек-сноповязалок, сложных молотилок и локомобилей.

Но вернёмся к электроплугу. В 15.00 водитель «сороконожки» повернул штурвал – и машина двинулась вперёд. Ленин шёл по борозде за электроплугом, смотрел, как ложатся пласты земли, нагибался, чтобы проверить глубину вспашки.

Уехал недовольный

Конечно, новый агрегат был далёк от идеала. Его работу обеспечивали пять человек: помимо плугаря, двое на лебёдках, ещё двое на трансформаторах. Электроплуг двигался рывками, выскакивал из борозды, его трясло и заносило в стороны.

– Какого чёрта он у вас хвостом вертит! – воскликнул Ленин. – Надо сделать его устойчивее, чтобы не прыгал! И да, пять человек персонала – это слишком много, надо сократить.

Были у вождя замечания по поводу и веса электроплуга, и его габаритов.

По воспоминаниям Крупской, Ленин уехал с Бутырского хутора недовольный. Через несколько дней в служебной записке заместитель председателя комиссии ГОЭЛРО профессор Борис Угримов докладывал, что началась работа над новой моделью электроплуга весом 50 пудов (800 кг) и с небольшим мотором. Не понадобится ни тросов, ни электролебёдок: электричество будет подаваться прямо по кабелю.

Через год на Брянском заводе было выпущено 50 электроплугов, однако дальнейшего развития эти машины не получили. На битву за урожай выехал агрегат с двигателем внутреннего сгорания – трактор.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх