«ЗБ» узнал, какие психологические приёмы используют мошенники
Желая завладеть деньгами граждан, мошенники идут на любые ухищрения. Они стараются вызвать к себе доверие, обещают быстрое и лёгкое обогащение, а если это не сработало, начинают угрожать.
Собирают сведения
Руководитель городского Центра финансовой грамотности Ольга Лукачева рассказала, что мошенники используют методы так называемой социальной инженерии.
— Подобно инженерам-конструкторам мошенники проектируют социальную среду, опасную для любого человека, — пояснила она.
Например, прежде чем позвонить человеку, они пытаются собрать о нём максимум информации в социальных сетях и других базах данных. Их интересуют реквизиты банковских карт, паспортные данные, номера телефонов, адреса квартир и электронная почта, а также фотографии или копии любых документов.
Ещё мошенники внимательно следят за новостями. Например, они могут представиться сотрудниками благотворительного фонда и выманить деньги на «оказание помощи пострадавшим».
Примером того, как злоумышленники давят на жалость, поделился менеджер Валерий О. с Мурановской улицы:
— К нам в офис явилась девушка и сообщила, что собирает пожертвования для зоопарка. По её словам, финансирование уменьшилось и животные, особенно хищники, голодают. Она показала фотографии зверей, и мы решили собрать деньги и направить их на счёт зоопарка. Тут выяснилось, что нужно всё перевести на карту гостьи, — это насторожило. Одна сотрудница связалась с зоопарком и узнала, что с питанием у зверей всё нормально. По всей видимости, к нам явилась мошенница. Пока шло разбирательство, девушка исчезла.
Запугивают и торопят
Собрав всю доступную информацию, мошенники приступают к делу. Первая задача — вызвать у нас доверие.
— Для этого они представляются сотрудниками банков, государственных или правоохранительных органов, дальними родственниками, — объясняет Ольга Лукачева. — Начав разговор, злоумышленники начинают убеждать раскрыть данные банковских карт, сообщить коды из СМС или pushуведомлений.
Во время беседы мошенники начинают эмоционально давить — к примеру, пугать потерей денег. Жертвой таких мошенников стала семья бухгалтера Марианны Б. с улицы Хачатуряна.
— Моему отцу позвонили на мобильный и спросили, знает ли он, что на его имя прямо сейчас оформляется кредит на крупную сумму, — рассказывает Марианна. — И если он кредит не оформлял, нужно срочно сообщить данные его карты и пароль, который он получит в сообщении. Отец так и сделал: сообщил всё, думая, что спасает свои деньги. В итоге с его карты мошенники списали 80 тысяч рублей.
Ольга Лукачева советует: если кто-то угрожает вам, принуждает и торопит с принятием решения, прекратите разговор и перезвоните в банк. Телефон горячей линии указан на обратной стороне карты, на официальном сайте банка и в мобильном приложении.
— Спросите, всё ли нормально с вашим счётом, и сообщите сотрудникам банка о звонке с подозрительного номера, — объясняет эксперт.
Просят от имени друзей
Злоумышленники могут взломать аккаунт в соцсетях и узнать, как зовут вашего друга или родственника. И если вам сообщили, что деньги нужны вашим знакомым, то перезвоните им: пусть они лично подтвердят, насколько им нужны деньги. Обычно такие «просьбы» поступают в соцсетях, по электронной почте или СМС.
Ещё один способ воздействия — рассылка сообщений с предложением сверхвыгодного вложения денежных средств или выигрыша в лотерею. Нередко такие письма содержат ссылки на специальные сайты, перейдя по этим ссылкам, можно невольно раскрыть личную информацию жуликам.
— Не публикуйте в Интернете свои персональные данные и не переходите по сомнительным ссылкам из сообщений в вашей электронной почте, — рекомендует Ольга Лукачева.
Не стоит использовать один и тот же пароль для входа в электронную почту, на сайт госуслуг, если не хотите, чтобы злоумышленник, завладев одним паролем, смог войти во все ваши учётные записи. Также необходимо регулярно обновлять антивирусные программы.
— Не сообщайте по телефону паспортные данные, а также данные банковской карты, в том числе её номер, срок действия и код безопасности. Попробуйте использовать специальные мобильные приложения для определения незнакомых номеров, — предложила руководитель Центра финансовой грамотности г. Москвы.
Свежие комментарии