
2 февраля 1943 года советские войска победили в Сталинградской битве — крупнейшем сражении Великой Отечественной войны. Было уничтожено около 140 тысяч фашистов, свыше 90 тысяч взято в плен. В Германии впервые за годы войны объявили национальный траур. Пётр Егорович Гарин с Олонецкого проезда рассказал о тех исторических событиях.
Не хватило 2 сантиметров
Пётр Егорович родом из села Бакуры Саратовской области. Когда началась война, ему было 16 лет. Через два года от военкомата его с одноклассниками направили в город Вольск в пехотное училище. Пётр Егорович вспоминает, что вместе с ним учиться на офицеров отправились 25 парней. Прошли все, кроме него. Не хватило 2 сантиметров роста. Юношу определили в 1083-й зенитно-артиллерийский полк 9-го краснознамённого корпуса противовоздушной обороны.
Наводчик называл сынком
14-я батарея, где служил Гарин, стояла в селе Бекетовка под Сталинградом. В это время советские войска окружили 6-ю армию генерала Паулюса. В кольце оказались 300 с лишним тысяч солдат и офицеров. Задача полка состояла в том, чтобы не подпускать к окружённым самолёты с вооружением и продовольствием, а их каждую ночь вылетало по 200-250.

Победу Пётр Гарин встретил на Одере. Фото: Предоставлено союзом работодателей «АСПОР»
— Мы уже привыкли и по звуку мотора определяли, вражеский летит самолёт или наш. Кроме того, ночью наши самолёты подавали артиллеристам опознавательные знаки. Сегодня, например, два коротких мигания и одно длинное, завтра — наоборот. После окончания полковой школы я командовал 85-миллиметровой пушкой с расчётом из семи человек. Она пришла на смену 76-миллиметровой, которую перевозили на тракторах или быках. Новое оружие было на четырёхколёсной платформе. По горизонту наши пушки били немца на 14-15 километров. А в высоту — на 9. Расчёт у меня был многонациональный. Хорошо помню наводчика-чуваша. Ему было лет 50. В неформальной обстановке он называл меня «сынок». Я не курил, поэтому две пачки махорки, которые нам выдавали на месяц, отдавал ему. Так же как и 100 граммов спирта, которые были положены за каждый бой, — рассказывает ветеран.
Защищали Краков от бомбёжек
Пётр Егорович воевал на передовой полтора года. Потом через всю Белоруссию и Польшу дошёл до Одера. Участвовал в освобождении Кракова. Этот город фашисты, отступая, заминировали. До прихода сапёров наши артиллеристы спасали жителей, защищая Краков от немецких бомбёжек. Если бы на город с воздуха упала хоть одна бомба, детонаторы всех мин сработали бы и Краков взлетел на воздух.
Победу Пётр Егорович встретил на реке Одер в Германии.
— Когда объявили о капитуляции Германии, все кричали, стреляли из пулемётов, автоматов и даже из пушек. Многие плакали от радости, что выжили.
В послевоенные годы Гарин окончил два вуза. Работал сначала директором Мамонтовского опытно-экспериментального завода дорожных машин, затем начальником управления Минавтодора РСФСР.
Пётр Егорович — почётный работник транспорта РФ, председатель комиссии по увековечению памяти защитников Отечества Совета ветеранов СВАО. Удостоен орденов Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалей.
Свежие комментарии