Здесь недаром «встретились» все железные дороги Москвы
Раз уж так вышло, читатель или читательница, что мне особенно приятно, что вы набрели на этот текст, позвольте познакомить вас с одним необычным памятником. Поставлен он на площади Рижского вокзала. Единственный памятник в столице, посвящённый московским вокзалам — этим круглосуточным труженикам, пропускающим через себя более 500 млн пассажиров в год.
Со вкусом и чувством меры
На монументе изображены девять вокзалов Москвы: Рижский, Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Павелецкий, Савёловский, Ярославский. В разное время вокзалы носили и разные имена. К примеру, Рижский именовался Виндавским, Балтийским, Ржевским. Ярославский до революции назывался Троицким, затем Северным. Казанский при открытии был Рязанским. Вообще-то в столице 10 вокзалов (в 2021 году впервые более чем за 100 лет в Москве построен новый вокзал — Восточный). Но памятник поставлен в 2014-м.
Я приехал сюда в повечерие. Вечер стоял мирный, тихий, радостный. Горели удвоенные лужами фонари. В проруби облаков из круглой дыры светила луна, освещая невесомым светом и небольшой изящный памятник, и пряничный Рижский вокзал. Сооружения смотрятся очень гармонично. Всё сделано с большим вкусом и чувством меры. Без китча, цыганщины. Простота без пестроты. Не случайно на Рижском вокзале снимались фильмы «Вокзал для двоих», «Семнадцать мгновений весны» (вокзал города Берн), «По семейным обстоятельствам», «Адмиралъ», «Бригада», «Трактир на Пятницкой» и множество других.
Символы столицы в бронзе
Это чудо чудное — Рижский вокзал в русском стиле — сотворил в 1897-1901 годах архитектор Станислав Бржозовский. По воспоминаниям современников, на открытии пассажиры ели огненные блины с зернистой икрой, запивая ледяным шампанским.
А памятник «Железнодорожные вокзалы Москвы» придумал российский архитектор Салават Щербаков. Всякий проезжающий по проспекту Мира видит этот монумент у главного входа в Рижский вокзал. Памятник из красного гранита. На нём закреплён свиток географической карты-картуша, в центре которого — бронзовый барельеф с девятью вокзалами, расставленными вокруг Кремля, увенчанный скульптурой Георгия Победоносца, поражающего копьём змея, — символ герба Москвы.
Салават Щербаков известен жителям столицы тем, что его работы в жанре монументальной скульптуры окружают сегодня Кремль — памятники князю Владимиру, Александру Первому, Патриарху Гермогену… Памятник «Железнодорожные вокзалы Москвы» может по праву гордиться таким авторством.
Дворцы для пассажиров
Столичные вокзалы строили на века. Многие из них похожи на дворцы. Придумывали их знаменитые архитекторы. К примеру, Щусев, Шехтель (Казанский, Ярославский вокзалы). Этим творцам удалось «плюнуть в вечность»: великолепная архитектура вокзалов, лепное узорочье, резьба по камню, роскошные мраморные залы, отделанные золотом, величественные колонны и хрустальные многотонные люстры — всё это выгодно отличает московские вокзалы от строений типовой застройки, неотличимых, как солдатское бельё.
Москва — крупнейший в России железнодорожный узел, принимающий более полумиллиарда пассажиров в год (это в семь раз больше, чем все аэропорты). Вокзалы не только принимают приезжающих-отъезжающих во все уголки России, но и обслуживают пригородные электрички, на которых ежедневно приезжают сотни тысяч жителей разросшихся подмосковных городов на работу в столицу. Также обслуживают и многочисленных дачников, и туристов, и тех, кто едет в страны СНГ и за рубеж. И пятое-десятое, и двадцатое-тридцатое… Ещё бы этим вечным трудягам не поставить памятник!
Из вечности в вечность
Прошу ещё немного терпения у читателя. Глядя на памятник «Железнодорожные вокзалы Москвы», я подумал, что каждый из нас живёт на своём вокзале. Мы прибываем из вечности, лишь на миг задерживаясь на этом вокзале жизни, чтобы опять убыть в вечность. Что там? Бог ведает…
Но пока мы здесь, вспомним, как с дорожной отрадой не раз ложились в купе на свежее бельё и подушку, всё скользившую с приподнятого изголовья, и отправлялись с любого московского вокзала по самой большой стране в мире — России.
Свежие комментарии