«ЗБ» пообщался с педагогом-психологом с 25-летним стажем
Некоторые ребята в этом году перешли в другой класс, а кто-то и в другую школу. С какими сложностями могут столкнуться новички и как наладить отношения с одноклассниками, объяснила педагог-психолог с 25-летним стажем Мария Войтеховская. Она работает в Городском психолого-педагогическом центре (ГППЦ), в отделении «Северное» на Алтуфьевском шоссе.
Дружбу не стоит навязывать
Мария Войтеховская, педагог-психолог
ГППЦ. Фото: из личного архива
Причин, почему даже у общительного ребёнка не получается быстро найти друзей на новом месте, может быть много.
— Например, если ребёнок в новом коллективе слишком сильно хочет, чтобы его заметили, то он станет неким раздражителем для окружающих. Была ситуация с восьмилетним мальчиком, который пришёл в класс, где ребята уже успели подружиться. Он выбрал для себя стратегию быть самым заметным: выкрикивал ответы на вопросы, громко смеялся, шумел, на уроках музыки громче всех пел, — рассказала Мария Войтеховская.
Вместо ожидаемого внимания со стороны ребят мальчик в итоге получал только замечания от учителей и стал замыкаться в себе.
— Ситуацию изменил урок, на котором дети рассказывали о домашних питомцах. Мальчик очень искренне говорил о своём кролике, показывал фото. После этого ребята начали к нему подходить, расспрашивать, — рассказывает Мария. — А во время приёма в психолого-педагогическом центре мы с ним побеседовали. Он понял, что в дружбе не надо навязываться, не стоит стремиться любой ценой быть в центре внимания. Спокойное, искреннее общение даст лучший результат.
Можно начать с переписки
Бывает и наоборот: отношения не складываются из-за сильного стеснения.
— В моей практике была одиннадцатилетняя девочка, которая не могла первой поздороваться с одноклассниками, — вспоминает психолог. — В 5-м классе она перешла в новый коллектив и общение совсем не складывалось. Но начался ковид, уроки перешли в онлайн-формат. Оказалось, что задавать вопросы и отвечать в Интернете девочке гораздо легче: там она меньше смущалась. Одноклассники поняли, что девочка интересно мыслит, имеет широкий кругозор, стали с ней переписываться онлайн после уроков. И к моменту, когда вернулся очный формат, новенькая стала в классе своей.
Родителям стеснительного ребёнка специалист советует не пренебрегать вариантами общения онлайн:
— Допустим, школьнику надо что-то узнать у одноклассника. Звонить боится. Если проще переписываться, почему нет? Так может завязаться общение, которое продолжится и в школе.
Дайте время на общение
Вот ещё ситуация. Пятнадцатилетний школьник поступил в 9-й профильный класс. Это был новый коллектив для всех, в сентябре ребята начали знакомиться друг с другом. Но вскоре родители отправили подростка на санаторно-курортное лечение. Он выбыл из учёбы почти на месяц. А вернувшись, понял, что никак не может влиться в коллектив.
— У мальчика было желание поговорить с каждым учеником и объяснить причины своего отсутствия. В то же время эта ситуация его тревожила. Дети начали ходить друг к другу на дни рождения, вместе уходить из школы, а его не звали. В итоге мы обсудили самую правильную линию поведения: дать одноклассникам время узнать его. На это ушло два месяца, — рассказала психолог.
Мария Войтеховская рекомендовала родителям заранее продумывать график отпусков, время отправки детей на отдых или лечение, чтобы они не совпали с периодом, когда ребёнку нужно адаптироваться в новом коллективе.
Свежие комментарии