На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

88 подписчиков

Свежие комментарии

Юрий Башмет: Уличным музыкантом в Риме не заработал даже на сигареты

Юрий Башмет/ Агентство "Москва"

Знаменитый артист рассказал о выборе жизненного пути, об отношении к наградам и о семьеТолько что в Концертном зале им. Чайковского с аншлагом прошёл гала-концерт «Арт-манифест Юрия Башмета». Так знаменитый музыкант отметил свой 67-й день рождения. Народный артист России, почётный академик Лондонской академии искусств, кавалер нескольких орденов, в том числе ордена Почётного легиона, лауреат государственных премий СССР и России, Юрий Башмет в разговоре с корреспондентом «ЗБ» признался, что сцена для него и есть сама жизнь.

Альт по цене половины автомобиля

— Юрий Абрамович, вы как-то говорили, что в музыкальной школе, куда пришли поступать, вам сказали: «Слуха нет, но чувство ритма превосходное»…

— Ну насчёт музыкального слуха я могу сказать, что он есть у каждого: дан от природы. Просто его надо развивать. Я родился в Ростове-на-Дону. Когда мне было пять лет, наша семья перебралась на Украину. Там я окончил Львовскую среднюю специализированную музыкальную школу, а затем поступил в Московскую консерваторию. Надо сказать, что мои родители были далеки от музыки: мама — филолог, отец трудился инженером на железной дороге. Да и сам я в школьные годы был настоящим фанатом фехтования, разрядником. Эта страсть передалась мне после прочтения «Трёх мушкетёров». Помню, так мучился из-за того, что не живу в эпоху кардинала Ришелье! А потом меня покорили «Битлз». Я даже приобрёл гитару «Вокс», как у Харрисона. Родители, видя такое рвение, решили меня поддержать — отвели в музыкальную школу и подарили первую в моей жизни скрипку. Но мест в нужном классе не оказалось, и преподаватели предложили освоить альт. Вскоре я принимал участие в республиканском конкурсе и понял, что это именно тот путь, которым хочу идти, — путь музыканта. В 9-м классе я уже играл в симфоническом оркестре, а чуть позже принял участие в записи пластинки популярной тогда группы «Цветы».

Концерт ко дню рождения камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета/ Агентство "Москва"

Концерт ко дню рождения камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета/ Агентство “Москва”
— Поступив в консерваторию, вы приобрели свой первый альт, который до сих пор с вами…

— Я купил его за 1500 рублей. По тем временам это полстоимости автомобиля «Запорожец». Я заработал эти деньги, играя в группе на гитаре, исполняя битловские композиции. Что-то добавили родители. В итоге я стал обладателем альта, созданного великим мастером середины XVIII века Паоло Тесторе. Инструмент привезли из Одессы, его бывшие владельцы уезжали из страны на ПМЖ. Этот альт действительно до сих пор жив, я играю на нём и поныне.

— Вы стали первым в мире музыкантом, доказавшим возможности альта как солирующего инструмента. Вашему первому коллективу — «Солистам Москвы» — удалось получить и престижную музыкальную премию «Грэмми». Как вы относитесь к наградам и званиям?

— Скажу так: у меня, к сожалению, безалаберное отношение к наградам и званиям. Но достижения придают сил и уверенности. В этом смысле мне повезло: я был первым альтистом за 230 лет, которому разрешили играть на альте Моцарта в Зальцбурге. Это был незабываемый момент! А вообще, определяющие события в моей жизни происходили случайно. Я и за дирижёрский пульт встал только потому, что надо было заменить заболевшего Валерия Гергиева, моего близкого друга. Меня уговорили. А присуждение «Грэмми» в 2008 году за запись музыки Прокофьева и Стравинского — это было для всех нас как «Оскар» в кинематографе. Мы стали первым российским камерным коллективом, который был удостоен этой премии за всю её полувековую историю. Для меня лично данная награда ничего не изменила, а вот за страну радостно.

Сыграл на площади — поймали на слабо

Сольная карьера музыканта началась в 1976 году/ Агентство "Москва"

Сольная карьера музыканта началась в 1976 году/ Агентство “Москва”

— Вы подсчитали, что за 15 лет обогнули земной шар 35 раз. А вообще вы любите путешествовать?

— Все мои поездки в основном связаны с гастролями. Так что города и страны ассоциируются у меня с концертными площадками, на которых я выступал. Так, в Германии в 1976 году началась моя сольная карьера. Именно там я победил на международном конкурсе альтистов, организованном Баварским радио и телевидением. Это сразу же дало мне возможность прославиться. В дальнейшем я отправился в гастрольную поездку по 17 городам Германии. А во Франции я впервые выступил как дирижёр, с тех пор просто заболел этим. Потом и Рихтер меня поддержал, сказав, что дирижировать — это моё. Мы много лет устраиваем
в Италии музыкальный фестиваль «Дорогами Просекко». В 2018 году он вписался в программу «Русских сезонов».

— В одном из интервью вы признавались, что в Италии даже выступили в роли уличного музыканта…

— Дело было в Риме. Можно сказать, что тогда меня взяли на слабо. Ко мне на концерт пришёл кинорежиссёр Александр Адабашьян. После выступления мы пошли с ним ужинать, и вдруг он спрашивает: «А слабо достать инструмент и сыграть?» Я молча открыл альт и пошёл в народ — на площадь, где люди сидят, ужинают. Потом с кепкой прошёлся — заработал около 2 тысяч лир. Но этого даже на сигареты не хватило…

Концерт для фортепиано с роботом

Открытая репетиция первого концерта фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»/ Агентство "Москва"

Открытая репетиция первого концерта фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»/ Агентство “Москва”

— Вы любите подчёркивать, что по натуре экспериментатор. И даже сыграли музыку, написанную роботом.

— Свежая музыка всегда интересна. Хотя бы потому, что композитор дышит тем же воздухом, получает примерно ту же информацию, что и современный слушатель. И да, я всегда откликаюсь на эксперименты, если они мне кажутся интересными. Так, в Сочи наш государственный симфонический оркестр «Новая Россия» исполнил произведение, на-писанное нейросетью «Яндекса». В основе этого восьмиминутного произведения лежали мелодические линии для фортепиано, сгенерированные нейросетью. На мой взгляд, сочинение искусственного интеллекта по звучанию напоминало американских минималистов. В данном случае мы наблюдали рождение не нового композитора, а нового инструмента для творцов. Я всегда пытаюсь попробовать что-то новое, но на самом деле постоянно жду новых Прокофьева, Моцарта, Брамса или Чайковского. Пока я не могу назвать имя будущего гения. Но есть целая плеяда современных авторов, увидев имена которых в афише, нужно идти и слушать.

— Как вас встречают в регионах России?

— Я предпочитаю больше ездить по России, чем по Европе. На родине к самому факту исполнительства прибавляется ощущение некоей семейности: я — ваш, а вы — мои. В Магадане, например, ну никак не ожидаешь, что вечером в театр придут женщины в вечерних платьях и мужчины в пиджаках и галстуках. А приходят!

Любимое слово — «амбициозный»

Торжественный вечер, посвященный дню рождению дирижера Юрия Башмета в Концертном зале им. П.Чайковского/ Агентство "Москва"

Торжественный вечер, посвященный дню рождению дирижера Юрия Башмета в Концертном зале им. П.Чайковского/ Агентство “Москва”

— Расскажите немного о семье.

— Моя личная жизнь — это прежде всего супруга Наталья, с которой я познакомился ещё на 1-м курсе Московской консерватории. Она скрипачка. Свадьбу мы сыграли на 5-м курсе в студенческом общежитии. Дочь Ксения, которая с пятилетнего возраста знала все ноты и пошла по нашим стопам, стала пианисткой. А вот сын, хотя и играет на флейте, рояле и скрипке, стал экономистом.

— Одно из ваших любимых слов — это «амбициозный». Объясните, почему.

— Я очень люблю слово «амбиции», хотя в России оно имеет несколько негативный оттенок: возгордился, хочет больше, чем может. Но для меня слово «амбициозный» обозначает, что у человека есть цель, к которой он стремится. Поэтому да, у меня сохраняется амбиция сделать оркестр «Новая Россия» лучшим. Если я не буду так думать, то и движения вперёд не будет. Как профессор Московской консерватории я преподаю, курирую конкурсы и провожу международные фестивали, гастролирую по всему миру и считаю себя счастливым и амбициозным человеком, ведь я занимаюсь любимым делом и постоянно стремлюсь довести его до совершенства.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх