Виктору Буренкову с проезда Черского — 82 года. Он заслуженный мастер спорта по боксу, активный общественник. Его отец, краснофлотец Сергей Буренков, воевавший на Ленинградском и Карельском фронтах, геройски погиб в 1944 году. Несколько лет назад Виктор Сергеевич сумел найти место его гибели и сейчас поделился с «ЗБ» своей историей.
Два года поисков
— Отец ушёл на фронт в первые дни войны. Это было через месяц после моего рождения, и мама осталась с пятью детьми, — рассказывает Виктор Сергеевич. — А погиб он в июне 1944 года на Ладоге.
Несколько лет назад Виктор Буренков решил найти точное место гибели отца и установить там обелиск. Среди оцифрованных материалов о тысячах советских бойцов, которые выложило в свободный доступ Министерство обороны РФ, информации о краснофлотце 3-й отдельной морской Печенгской Краснознамённой бригады не было. И только после двух лет переписки и поездок в военный архив в Подольске Виктор Сергеевич узнал, что отец погиб при форсировании реки Свирь «на берегу Ладожского озера, квадрат 2097».
Эта точка на карте оказалась на краю непроходимого болота недалеко от посёлка Свирица. Туда и отправился Виктор Буренков. Местные жители стали ему помогать; многие плакали, когда узнали, зачем к ним приехал 75-летний пенсионер. Администрация выделила катер, к месту предполагаемой гибели советских бойцов его проводили лесник и сотрудник МЧС.
На катере и пешком
А через год Виктор Буренков вернулся на Ладогу уже с мраморным обелиском.
— На машине подъехать к этому месту на берегу Ладожского озера было нельзя: это заповедная зона, кроме того, много топей. Сначала мы шли на катере. Потом я почти 5 километров нёс обелиск в руках, он весил более 13 килограммов. А лесник помог донести мешок с гравием, — рассказал пенсионер.
По словам Виктора Сергеевича, почти весь путь лежал по зыбкой земле — идти с тяжёлой ношей было очень трудно. А незадолго до выхода к берегу озера он вдруг ощутил под ногами твёрдую дорогу. Говорит, в тот момент осознал, что стоит на земле, за которую проливал кровь его отец.
Выбили финнов из Карелии
Краснофлотец Сергей Буренков погиб в июне 1944 года в ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции. Тогда 3-ю отдельную морскую Печенгскую бригаду, в которой он воевал, перебросили на Ладогу, где наши войска противостояли финнам.
Сын фронтовика почтил память и боевых товарищей отца. Фото: из личного архива
«Морские пехотинцы начали действовать по намеченным направлениям. К середине дня 70-я и 3-я бригады захватили несколько отдельных высот», — писал в мемуарах генерал-майор Степан Бунаков.
Бойцам приходилось то и дело вступать в рукопашные бои. По воспоминаниям Степана Бунакова, военврач жаловался, что раненые не желают покидать поле боя. А один раз из-за обрыва связи в штаб со срочным донесением прибежал боец. Из-за полученных ранений он сразу потерял сознание. В его руке была зажата граната с сорванной чекой, чтобы при столкновении с фашистами подорвать себя вместе с врагами.
Благодаря героизму десантников удалось форсировать реку Свирь, выбив финнов с укреплённого плацдарма. Вскоре удалось освободить Петрозаводск, Олонец и другие города Карелии и выйти к северо-западным рубежам СССР.
Имя героя узнали и в Москве
Сейчас на месте самых жестоких боёв на пустынном берегу холодного Ладожского озера стоит обелиск павшим воинам, установленный руками Виктора Буренкова.
— Для меня было важно восстановить историческую справедливость и отдать долг моему отцу и остальным бойцам, — говорит Виктор Сергеевич.
Также фамилию его отца добавили на воинский обелиск, посвящённый морским пехотинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на Преображенском кладбище. Теперь Виктор Буренков может почтить его память и в Москве.
Свежие комментарии