
На акведуке установили артефакт — часть старинного Мытищинского водопровода
Открытие памятника истории — элемента водосборного колодца Мытищинского водопровода — прошло в сквере на Малахитовой улице, неподалёку от Ростокинского акведука. Артефакт, которому чуть менее 200 лет, был найден в ходе работ по благоустройству и отреставрирован.
Поставят светильники
В церемонии открытия приняли участие председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, префект СВАО Алексей Беляев и главный археолог Москвы Леонид Кондрашов.
— Для нас большая гордость, что на территории нашего округа появился такой исторический объект, — сказал Алексей Беляев. — Именно здесь, у акведука, где проходил старинный водопровод, самое подходящее место для этого артефакта.
Префект поручил главе управы Ростокино Светлане Гордиковой установить на опорах освещения направленные светильники, чтобы артефакт был хорошо виден и в тёмное время суток.
На учёте — каждая капля

Историки датируют колодец 1830 годом. Фото: Роман Балаев
Историки датируют колодец 1830 годом. Именно тогда происходила первая реконструкция водопровода. Это было вызвано дефицитом воды.
— В 1879 году городская управа «ввиду крайнего недостатка воды» подняла плату для тех, у кого в домах уже был водопровод, и ввела штрафы: три копейки за каждое ведро перерасхода, — рассказывает член Экспертного совета по промышленному наследию Ирина Трубецкая. — Был принят регламент: черпать воду и наполнять бочки разрешалось только через воронку с широким раструбом. Чтобы не расплёскивалась. Однако без увеличения «добычи» воды дефицит было не преодолеть.
В долг у Яузы
В марте 1887 года городской голова Николай Алексеев обратился в техническую контору Александра Бари. Должность главного инженера там занимал Владимир Шухов, к тому времени — разработчик и строитель первого российского нефтепровода на фирме братьев Нобелей в Баку. Инженеры конторы Бари решили позаимствовать недостающую воду у Яузы. Изыскания показали, что бассейн этой реки богат подземными водами.
— Водным клондайком по проекту Шухова должен был стать участок в Леоновской роще, у впадения в Яузу реки Лихоборки, там, где Яуза делает изгиб, — говорит Ирина Трубецкая. — Сегодня это зелёная зона между улицами Вильгельма Пика и Сельскохозяйственной и МЦК.
Ещё один участок располагался вблизи железнодорожного моста Ярославского направления, где в Яузу впадает речка Будайка. В технической документации и на картах конца XIX века этот водосбор носит название Богородский.
— Местность в районе Будайки в то время была ориентирована на село Богородское по ту сторону железной дороги, — рассказывает Трубецкая. — А Ростокино тогда было очень компактным, дома стояли вдоль Ярославского тракта, никак не связанного с Будайкой.
Городская дума одобрила проект инженеров конторы Бари, но реализован он был лишь наполовину. После пробных откачек в Леонове и Богородском (Ростокине) сооружение водосбора здесь было признано нецелесообразным.
Ажурные башни
Архитекторы не раз замечали, что знаменитая радиобашня на Шаболовке очень похожа на увеличенную копию водонапорной башни Шухова.

Главный инженер Шухов
— И та же прочность — на высоте 26 метров был установлен металлический резервуар диаметром 6,5 метра, высотой 4,2 метра, четыре месяца снабжавший водой всю ярмарку, — говорит Марк Акопян, старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. Щусева. — А сама идея стальных ажурных переплетений родилась у Шухова, скорее всего, ещё в конце 1870-х годов в Баку, где он занимался проектированием первого в России нефтепровода. Надо было сделать максимально лёгкие, прочные и недорогие конструкции. Переплетения из металла этим требованиям удовлетворяли.
Так что не исключено, что, если бы шуховский проект водосборных станций на Яузе был реализован, первые ажурные башни в мире появились бы на территории нынешнего Ростокина, причём на десятки лет раньше, чем на Шаболовке…
Свежие комментарии