«ЗБ» узнал, кто и зачем выходит на сцену в столичных барах
Каждую пятницу и субботу во многих барах и ресторанах Москвы звучит живая музыка. Музыкальный коллектив подбирается под формат заведения: где-то тихие песни под гитару, где-то акустические джазовые трио, где-то настоящий рок. Чем живут эти музыканты, выяснила корреспондент «ЗБ».
Бонус к основной работе
Каждую неделю Ольга, в прошлом — риелтор и специалист по кадрам, а сейчас преподаватель вокала, выходит на сцену в разных московских барах, чтобы исполнять известные рок-баллады на русском и английском языках. В детстве она занималась музыкой, потом долгое время пела для себя и профессионально изучала основы вокала. Но на сцену выходить не спешила — стеснялась.
— Помог случай, — рассказывает Ольга. — Знакомые, услышав, как пою под караоке, позвали в свой любительский коллектив. Было страшновато, но освоилась. Через год нашла гитариста, выступаем теперь дуэтом.
У Елены похожая история. Свою группу она собрала, когда ей было уже за сорок. Днём она руководит интернет-подразделением в крупной компании, по вечерам репетирует и поёт в барах, преимущественно джазовой направленности. На вопрос «ЗБ», является ли музыка её основным доходом, улыбается.
— Конечно, нет. В баре можно заработать максимум 15 тысяч на группу за вечер. Эти деньги делятся на всех участников. Также мы оплачиваем репетиции. На эти деньги не проживёшь. Все мы имеем основную работу, а музыка — приятный бонус.
Таких, как Ольга и Елена, большинство. Мы опросили около десятка разных групп и не нашли музыкантов, которые зарабатывали бы, только играя по вечерам музыку в ресторанах. Журналисты, преподаватели, студенты, художники, дизайнеры, бармены… Список профессий весьма разнообразен.
Гости хотят развлекаться
Получить работу исполнителя живой музыки в баре или ресторане весьма непросто. Как правило, у каждого заведения есть группы, к которым они привыкли и которые стилистически подходят заведению.
— Мне регулярно пишут разные исполнители, присылают свои демозаписи и фотографии, — рассказывает арт-директор небольшого паба в центре Москвы. — К сожалению, вынуждена отказывать тем, кто предлагает авторский материал или же играет малоизвестную музыку. Приоритет у музыкантов, которые развлекают посетителей. Сейчас самое популярное — это русский рок и поп-музыка 1990-х. Посетители радуются, подпевают… Пробовали звать группы посерьёзнее, с более интересным материалом, но, увы, для заведения это менее выгодно. В паб обычно приходят отдыхать, веселиться, а не слушать серьёзную музыку.
Спецпрограмма для любителя «Дип Пёпл»
Профессионалов среди играющих в барах музыкантов тоже много. Вадим с детства играет на нескольких инструментах, окончил консерваторию. На жизнь зарабатывает, предоставляя в аренду оборудование. Сейчас он занят в основном в джазовых коллективах. А в 1990-х пел в ресторанах. Тогда, к слову сказать, у музыкантов были совершенно другие заработки.
— В те времена дорогие рестораны, в которых мы работали, делились на те, в которых сидели бандиты-отморозки, и те, в которых заседала элита, — вспоминает Вадим. — В первых можно было нарваться на массовую драку с поножовщиной, так что деньги старались брать вперёд. Заработки были колоссальные: за вечер, бывало, и тысячу долларов получали. У «малиновых пиджаков» принято было кидать деньги прямо на сцену, заказывая песни. Популярен был «блатняк». Но попадались и люди со вкусом: один мужчина платил нам по 50 долларов за каждую песню «Дип Пёпл». Для него мы сделали целую программу…
О минувших временах Вадим вспоминает с юмором. Слушая его истории, даже не верится, что подобное творилось ещё не так давно.
— Ради чего выходишь на сцену? — интересуюсь у музыканта.
— Гонорары сейчас небольшие, так что скорее для души, — признаётся он. — Всю жизнь играю и, наверное, без музыки уже не смогу.
Свежие комментарии