Знаменитый дирижёр рассказал о гастролях и о семейных обычаях
На днях в Ярославле завершился 16-й Международный музыкальный фестиваль под руководством народного артиста СССР, Героя труда РФ дирижёра Юрия Башмета. А камерный ансамбль «Солисты Москвы», которым он руководит, отметил день рождения на сцене столичной консерватории.
Дед был запевалой в полку
— «Солисты Москвы» впервые выступили в консерватории 32 года назад. Как сейчас отметили день рождения коллектива?
— Сыграли на уникальных инструментах, изготовленных прославленными итальянскими мастерами — Страдивари, Амати и Гварнери. За эти годы коллектив 37 раз обогнул экватор, сыграл более 2 тысяч концертов, дал старт десяткам международных музыкальных фестивалей и получил престижнейшую мировую награду «Грэмми». Есть чем гордиться.
— День Победы вы провели в Ярославле. Это традиция?
— Вот уже 16 лет наш музыкальный фестиваль знакомит ярославцев со звёздами академического искусства. И да, так сложилось, что праздник Великой Победы я традиционно встречаю в этом городе. В Ярославле впервые участвовал в шествии «Бессмертного полка» с портретом деда, который во время Великой Отечественной войны воевал в пехоте. У него была медаль за взятие Берлина, орден Отечественной войны 1-й степени. После войны семье пришла похоронка, но дедушка оказался жив. Вернулся с ранением: фашисты автоматной очередью прошлись по ноге. Но ходил гордо, без палочки. Такой красавец! Всю жизнь петь любил, был запевалой в полку. Командовали: «Ефрейтор Башмет, запевайте!» И он, с характерным одесским выговором, громко начинал: «Выходила на берег Катюша…»
— Слышала, что дедушка помог вам стать музыкантом.
— Когда я ещё маленьким начал заниматься музыкой, дедушка подарил мне фортепиано. Потом, во время учёбы и после неё, регулярно высылал деньги. При пенсии в 72 рубля — мне 50. У него спрашивали: «Зачем ты посылаешь Юре деньги? Он же уже не студент». На что дед отвечал: «Консерваторию-то он окончил, но есть-то не перестал».
Чем шокировали японцы
— Вы гастролируете по российским городам. Как принимают?
— На каждом фестивале узнаю новые города. В этот раз концерты прошли не только в Ярославле, но и в Рыбинске, Переславле, Данилове, Некрасовском, Вятском, Пречистом. Меня продолжает по-детски восхищать, что в каком-то маленьком городе, деревне я выхожу, как Пол Маккартни. Ещё играть ничего не начал, а уже овации. В Пречистом зал маленький в местной музыкальной школе. Но какой был потрясающий приём! Море цветов!
— А как вас за границей встречали?
— О, помню, в Японии испытал шок. Сыграл — и… полная тишина. Все одинаковые такие сидят, в белых рубашках, галстуках. А потом, как по команде, одновременно стали хлопать. Сегодня у меня в Японии команда поклонников, люди коллекционируют по годам программки. Имя Юрий — по-японски «белая лилия», поэтому часто дарят букеты белых лилий. Очень нервно было, особенно в первые годы, выступать в Германии. Зрители на первых рядах — серьёзные, с партитурами в руках. Ты на сцене переворачиваешь страницу с нотами и краем глаза замечаешь, как шевелится зал — тоже переворачивают, следят. А самая горячая публика была в Тбилиси. На всю жизнь запомнил: сели с «Солистами Москвы» в автобус, водитель не завёл мотор, но машина начала двигаться: люди подняли автобус с оркестром и понесли на руках!
Ксюша не подведёт
— Ваша дочь Ксения — пианистка, нередко выступает с вами. Как оцениваете её творчество?
— Она — выпускница Московской консерватории, дипломант международных фестивалей и конкурсов. Мне с ней очень удобно, она никогда не подведёт. Некоторые произведения настолько у неё «в пальцах», что без репетиций может выйти и блестяще отыграть.
— Правда, что в детстве она играла с Рихтером?
— У меня есть чёрно-белое фото, где Ксюша лет пяти, в смешных рейтузах, у пианино. А над ней склонился Рихтер, играют в четыре руки. Она тогда сочинила несколько пьес, например «Дождик». Рихтеру это произведение очень нравилось, просил сыграть каждый раз, как приходил. Ксюша из тех людей, которых обязательно нужно хвалить, а не ругать. Я ей после концерта стараюсь сказать: «Это было гениально!», а уже потом добавляю: «… но вот в этом месте нужно было взять такую-то ноту».
Свежие комментарии