На Киностудии Горького в Ростокине снимали легендарный фильм
Многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» режиссёра Татьяны Лиозновой стал одним из важнейших культурных событий 1973 года. На Киностудии им. М. Горького до сих пор хранятся документы и вещи, имеющие отношение к фильму, а вместе с ними — истории о том, как проходили съёмки.
Некоторые из них рассказал «ЗБ» историк кино и хранитель фондов киностудии Алексей Тремасов.Фотопробы Броневого
Сценарий, написанный по собственной повести, Юлиан Семёнов продал «Ленфильму». Но Татьяна Лиознова, прочитав произведение, загорелась идеей его экранизировать и лично отправилась на разговор с автором. Эта хрупкая женщина с сильным темпераментом была так убедительна, что Семёнов отозвал сценарий из Ленинграда, через сберкассу вернул уже полученный за него гонорар и написал руководителю Гостелерадио Лапину, что за съёмки берётся Лиознова.
В роли Штирлица сценарист видел актёра Арчила Гомиашвили. Но режиссёр отвергла эту кандидатуру. Ей нужен был артист не только с подходящими внешними данными, но ещё углублённый в себя, как бы постоянно ведущий внутренний диалог, интеллектуал. Вячеслав Тихонов был, по её мнению, именно таким.
Тщательно подходили к выбору исполнителей всех персонажей. Основные роли достались известным актёрам, исключением стал Леонид Броневой. Его заметил второй режиссёр фильма Зиновий Гензер: он постоянно ходил в театры, чтобы найти интересные типажи. По его рекомендации Татьяна Лиознова предложила Броневому сыграть Гитлера, в архивах киностудии сохранились его фотопробы. А уже потом решила посмотреть его в роли Мюллера — вообще последний был брюнетом и на несколько лет моложе Броневого, но актёр сумел создать шедевральный образ. Например, сцена, в которой он пытается открыть ящик, подбирает ключ, нервничает и начинает его тормошить, не была прописана в сценарии.
Куравлёва выдавали глаза
Повседневная форма немцев была серой, но плащ Штирлица сделали чёрным — так эффектнее. Фото: Елена Харо
На роль Гитлера пробовался и Леонид Куравлёв. Его загримировали, сделали снимки. Но глаза у него были слишком добрые. Тогда режиссёр предложила ему роль Айсмана. Для устрашающего вида сделали повязку на глаз. Интересно, что на фотопробах повязка на правом глазу, а в кино — на левом. Почему — загадка. Ну, а фюрера Третьего рейха в итоге сыграл актёр из ГДР Фриц Диц, который обычно исполнял эту роль в фильмах о Второй мировой войне, снимавшихся в социалистических странах.
Чёрный плащ Тихонова
Колоссальную работу провела художник по костюмам Мариам Быховская, досконально изучив форму немецких солдат и офицеров. Для одного только Тихонова было сшито 100 белых сорочек. Но иногда приходилось идти на компромисс. В фильме Штирлиц ходит в чёрном кожаном плаще. Но повседневная форма у немцев была серой, а чёрный использовался по торжественным случаям. Возможно, эту неточность допустили потому, что фильм — чёрнобелый и серый плащ смотрелся бы на экранах не так эффектно.
Много статистов требовалось на роли эсэсовцев, которые охраняли Главное управление безопасности. Директор картины Ефим Лебединский вышел из ситуации просто: позвал сниматься своих родственников и друзей. В основном это были евреи. Первым на это обратил внимание сотрудник КГБ — консультант картины. «Во время войны были уничтожены миллионы евреев, а у нас в кино они ходят в гестаповских мундирах, как же так?» — обратился он к Лиозновой. Режиссёр тоже возмутилась. Пришлось звонить в Высшее училище пограничников с просьбой прислать для съёмок рослых курсантов из прибалтийских республик.
Пять минут без слов
Идею знаменитой сцены встречи Штирлица с женой подкинул Татьяне Лиозновой Вячеслав Тихонов. Он был знаком с бывшим разведчиком, который работал у немцев под прикрытием. И тот рассказал, что видеться с близкими им позволяли только издалека. Лиознова за это ухватилась и придумала сцену, которой не было ни в сценарии, ни в романе. Так появились пять минут экранного времени под музыку Микаэла Таривердиева, во время которых не произносится ни слова. Когда годы спустя Тихонова спросили, о чём он думал, чтобы создать образ, тот признался: повторял в уме таблицу умножения. Вот такой неожиданный приём.
А что касается Таривердиева, его в качестве композитора Лиознова выбрала ещё до начала работы над фильмом. По задумке режиссёра, в картине должно было прозвучать 12 песен: в каждой серии — своя. Но в итоге осталось лишь две — «Где-то далеко» и «Мгновения». Позвали спеть Муслима Магомаева, но Лиозновой его исполнение показалось пафосным.
Начались скрупулёзные поиски. Иосифа Кобзона пригласили уже во втором десятке претендентов. Позже он вспоминал, что Татьяна Лиознова сурово спросила: «Сможешь спеть не как Кобзон?» — «Может быть, проще пригласить какого-нибудь драматического артиста?» — удивился певец. Но режиссёр была непреклонна: «Нужен именно ты. Но петь ты должен так, чтобы ты не был похожим сам на себя. Словно поёт Штирлиц…»
Обе песни стали любимы и популярны, Кобзон часто пел их на своих концертах.
Каждую серию ждали с нетерпением
Фильм планировали выпустить к 9 мая 1973 года. Но перед этим нужно было получить личное одобрение Юрия Андропова, в те времена — председателя КГБ СССР. Каждую серию ему привозили по отдельности, и, лишь посмотрев все, он вынес вердикт: кино хорошее, но нужно как-то отразить тему Немецкого народного фронта, чтобы не обидеть дружественных коллег. Упоминание о них вставили в одну из серий. И 11 августа 1973 года состоялась премьера.
Когда по телевизору показывали «Семнадцать мгновений весны», отмечалось повышенное потребление электроэнергии и города пустели: люди торопились домой, чтобы увидеть новые серии.
Мама Татьяны Лиозновой вспоминала, как однажды утром им позвонили работницы московской фабрики, которым как-то удалось раздобыть домашний телефон режиссёра. «Умоляем, скажите, что будет с радисткой Кэт и детьми, мы не можем работать, очень переживаем…» — просили они. Мама Лиозновой пыталась сопротивляться, но потом сдалась: «Всё будет хорошо». «Ура, девочки, пошли работать!» — услышала она в трубке.
Фильм стал по-настоящему народным.
Загляните на выставку
По 12 мая на Киностудии имени Максима Горького работает временная экспозиция о кинопрофессиях «За кадром: Есть что посмотреть». Об этом сообщили организаторы.
На выставке можно узнать, как устроено кино и съёмочная площадка отечественных фильмов и как проходят основные этапы кинопроизводства от начала работы над фильмом до финальной стадии — кинопоказа. Представлены здесь и некоторые артефакты, связанные с фильмом «Семнадцать мгновений весны».
Подробнее о выставке «За кадром: Есть что посмотреть» (12+), о билетах и графике работы читайте на сайте museum.gorkyfilm.ru
Киностудия имени Максима Горького находится по адресу: улица Сергея Эйзенштейна, дом 8.
Свежие комментарии