На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

96 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Анисимов
    Эстакада будет платная?Собянин: Новая эс...
  • Eduard
    Именно,кем бы не представлялись! Аферисты всё врмя придумывают новое жульничествоэто надо всем понимать,Пенсионер из Оста...
  • Eduard
    Когда не улыбаются,не могу понять красоту.Почему наши красавицы не улыбаются?Красавица из Южно...

Математик из Отрадного нашел знаменитого предка после составления семейного древа

О своём родстве с писателем и философом ХVIII века Андрей Толмачёв узнал случайно / Фото: Роман Балаев, «Звездный бульвар»

Именитый прапрадед помог прижиться в России помидорам и картошке

О том, что Андрей Тимофеевич Болотов, энциклопедист XVIII века — писатель, философ, драматург, ландшафтный дизайнер, экономист и первый русский агроном, — был его прапрапрапрадедом, житель Отрадной улицы математик Андрей Леонидович Толмачёв узнал случайно.

С другой стороны, он шёл к этому открытию всю жизнь.

Книжка лучших стихотворцев

— Лет в четырнадцать, в конце 1950-х, я нашёл в сундуке в коридоре рукописную книжицу. На её титульном листе значилось: «Андрей Тимофеевич Болотов. Книжка моих стихотворений и других лучших стихотворцев», — рассказывает Андрей Леонидович. — Пролистав, обнаружил переписанные аккуратным почерком стихи Ломоносова, Княжнина, других поэтов XVIII века. А между ними — стихи самого Андрея Болотова.

В середине 1960-х Андрей, уже студент мехмата МГУ, почти каждый день приходил в отдел редких книг Ленинской библиотеки, читал книги и журналы XVIII века. В Ленинке хранится 29 томов «Записок» Андрея Болотова, на основе которых он потом создал многотомную книгу «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков».

Та самая рукописная книжка знаменитого предка, которую Андрей Толмачёв нашёл дома в сундуке / Фото: Роман Балаев, «Звездный бульвар»

Та самая рукописная книжка знаменитого предка, которую Андрей Толмачёв нашёл дома в сундуке / Фото: Роман Балаев, «Звездный бульвар»

Чёртово яблоко

Оказалось, Андрей Болотов — колоритнейшая личность. Служил в Кёнигсберге в 1757-1762 годах, а как только вышел Манифест о вольности дворянства, сразу вышел в отставку. Ему тогда было 23 года. Уехав в своё имение Дворяниново в Тульской области, разбил сады и огороды, только яблок и варенья отсюда продавалось на 3 тыс.

рублей в год. Отказался от предложения Григория Орлова участвовать в дворцовом заговоре, жил сельской жизнью и умер, не дожив трёх дней до своего 95-летия.

Сегодня в музее-усадьбе Дворяниново воссоздан огород, где растут десятки видов овощей и трав, которые он возделывал. Экскурсоводы любят рассказывать, как Болотов научил крестьян есть картошку и помидоры.

Хотя эти овощи были завезены в Россию ещё при Петре, но и в 1770-80-х годах крестьяне продолжали называть картошку «чёртовым яблоком». Болотов использовал, как сегодня бы сказали, коммуникационную технологию «запретный плод сладок». Хитрый барин убрал несколько мешков картошки в дальний угол усадьбы и на день выставлял рядом вооружённый караул, а на ночь его убирал. Крестьяне стали по ночам картошку воровать, а чтобы её не нашли, зарывали в землю.

С помидорами получилось наоборот. Болотов выращивал их на клумбах как декоративное растение. Помидор в переводе с французского означает «яблоко любви», тогда его плоды считались ядовитыми. Но однажды трёхлетний сын Болотова Павел сорвал помидор и съел. Все испугались, но с мальчиком ничего не случилось.

Фото: Fotobank

Фото: Fotobank

История одного портрета

И всё-таки установить родство с русским энциклопедистом Андрею Толмачёву помогла другая семейная реликвия.

— У нас дома висел портрет девушки. Мама говорила, что это работа кого-то из наших родственников — он был художником, а потом, кажется, ушёл в Оптину пустынь, прозвучало и имя — отец Даниил.

Докопаться до истины удалось лишь в конце 1970-х. К тому времени Андрей Леонидович уже много узнал о своей родословной. Но чтобы идти глубже, надо было работать в архивах, а частных лиц просто так туда не пускали.

Помог… Александр Блок. К его 100-летнему юбилею, который отмечался в 1980 году, начали готовить большой четырёхтомник о поэте.

— Через друзей я познакомился с авторами одного из разделов. Им надо было перелопатить неимоверное число документов, требовались помощники. Я подрядился — это был способ проникнуть в архивы, — говорит Толмачёв.

Документы из Оптиной пустыни

Работая по блоковскому архивному списку, он стал попутно «подкапываться» к отцу Даниилу.

— Просматриваю один, другой, третий документ из Оптиной пустыни — ничего. И вдруг приносят дневник неизвестного автора конца XIX — начала XX века. Читаю — и вижу знакомые фамилии, имена…

А когда автор упомянул о соучениках по Академии художеств, Андрею Леонидовичу стало ясно, что это Дмитрий Михайлович Болотов — автор портрета, который висел дома над сундуком, художник-портретист в миру и художник-иконописец в Оптиной пустыни. Одним словом, его прапрадедушка и правнук Андрея Тимофеевича Болотова, того самого, кто превратил «яблоко любви» в простой помидор.

Ссылка на первоисточник
наверх