На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

88 подписчиков

Свежие комментарии

Двигатели для военной авиации создают в Алексеевском

Истребители Су летают благодаря ОКБ имени Архипа Люльки

Опытно-конструкторское бюро имени  Архипа Люльки на улице Касаткина недавно отметило 75-летие. История предприятия, которое возглавлял академик Архип Михайлович Люлька, начинается в 1946 году. Конструкторское бюро, получившее впоследствии имя своего создателя и руководителя, — единственное в России КБ, в котором были созданы турбореактивные двигатели всех пяти поколений.

Разработанные конструкторами ОКБ двигатели марки, носящей инициалы «АЛ», стоят на многих истребителях российских ВКС и ВВС армий других стран. В ОКБ сейчас трудятся около тысячи человек. Ещё тысяча испытывают двигатели в подмосковном городе Лыткарино.

 

Все детали — отечественные

Евгений Марчуков Фото: Андрей Дмытрив

Современные военные истребители летают чуть медленнее ракет, шутят в ОКБ. Шутки шутками, но самые современные российские истребители компании «Сухой», оснащённые двигателями ОКБ имени Архипа Люльки, могут развивать очень высокую скорость.

А ещё конструкторский коллектив во главе с генеральным конструктором, директором Евгением Ювенальевичем Марчуковым гордится тем, что все детали, которые используются в этих суперсовременных двигателях, включая электронику, произведены в нашей стране.

По словам Евгения Марчукова, Россия входит в пятёрку стран, где возможен полный цикл создания двигателей для военной авиации.

 

Особо прочная керамика

Сроки создания нового авиационного двигателя, даже с учётом применения современных цифровых технологий, немалые — 7-10 лет. Создатели самолётов совместно с Министерством обороны РФ задают разработчикам двигателей всё более высокие параметры, ставят новые сложнейшие задачи. Но недаром в составе конструкторского коллектива ОКБ имени Архипа Люльки трудится немало докторов и кандидатов наук.

Именно они, считает Евгений Марчуков, вместе с конструкторами и научными институтами авиационной промышленности ищут способы не только достичь этих параметров, но и превысить их.

Сейчас в ОКБ активно ведутся работы по применению в конструкции новых материалов из керамики, которая выдерживает более высокую, чем металл, температуру. Но проблема в малой эластичности керамики. Если удастся сделать отечественную высокоэластичную керамику, производство двигателей выйдет на другой уровень.

 

Конструкторская школа

Со времён Архипа Михайловича Люльки в ОКБ сложилась сильная конструкторская школа. Её традиции передаются от поколения к поколению. К старшим хранителям традиций — пенсионерам — здесь относятся особенно бережно.

— Мы смотрим не на возраст, а на человека и на то, чему он может научить молодых сотрудников. Наши ведущие конструкторы пенсионного возраста становятся наставниками молодых специалистов и студентов МАИ. Они учатся у нас с 4-го курса по программе целевой подготовки и в свободное от учёбы время работают в ОКБ, —рассказал Евгений Марчуков.

Сам генеральный конструктор — пример преемственности на предприятии. В ОКБ работает более 40 лет. Его отец Ювеналий Павлович Марчуков всю жизнь трудился в НПО «Сатурн», руководил созданием двигателя для космического корабля «Буран».

— Я наблюдал, с какой  увлечённостью работал отец, он прошёл путь от техника до главного конструктора. И показал мне, что работа над двигателем — не монотонное занятие, а по-настоящему творческая и динамичная работа, — отмечает Евгений Марчуков.

Су-35 — один из основных российских истребителей. Свой первый полёт совершил в 2008 году Фото: pixabay

О будущем истребительной авиации

А вот истребитель будущего, по мнению генерального конструктора ОКБ имени Архипа Люльки, это беспилотник.

— Лётчик «мешает» машине, потому что человеческий организм не терпит перегрузки, ему нужны системы жизнеобеспечения, спасения. А это добавляет лишний вес. Будущее истребительной авиации за компактными беспилотными, невидимыми для радаров самолётами и, вполне возможно, с двигателями, основанными на других принципах,— считает генеральный конструктор.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх