На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

93 подписчика

Свежие комментарии

  • Дмитрий Гурин
    То есть сначала был разработан проект а потом сделают обследование? Беняяя каму ты ты эти рейтузеля пытаешься втюхать...«ЗБ» разбирался, ...
  • Борис Сторублевцев
    Уважаемая!!!Если захотим ,то избавимся!!!Всех поправлять, не стесняясь их статуса!!! Всех подряд!!!!Собянин открыл се...
  • Ирэна Сергеева
    Спасибо, дорогой соотечественник! Но не избавимся, увы...Собянин открыл се...

Как Чилингаров моряков спас

О знаменитом полярнике вспоминает его друг из Северного Медведкова Константин Зайцев

Из жизни ушёл легендарный учёный-океанолог, исследователь Арктики и Антарктики Артур Чилингаров (25 сентября 1939 года — 1 июня 2024 года). Житель Северного Медведкова, вице-президент Ассоциации полярников Константин Зайцев долгие годы был помощником и другом Чилингарова.

О некоторых экспедициях он рассказал «ЗБ».

Вице-президент Ассоциации полярников Константин Зайцев. Фото: Предоставлено Константином Зайцевым

Как отметили рождение сына

— С Чилингаровым я первый раз встретился в ноябре 1974 года. Артур Николаевич тогда возглавлял обсерваторию Гидрометеослужбы в посёлке Амдерма на берегу Карского моря. Он оснастил обсерваторию первой вычислительной техникой, — рассказывает Константин Зайцев. — В то время я летал на ледовые разведки, чтобы обеспечить навигацию по Северному морскому пути. Как-то приземляемся, чтобы передать данные в штаб морских операций, а Чилингаров радостно объявляет, что у него родился сын. Мы отправили собранные данные, а потом всю ночь отмечали, пели песни. Меня тогда очень подкупили открытость, непосредственность Артура Николаевича.

Спустя годы Константин Зайцев перешёл на работу в Госкомгидромет СССР, где Чилингаров был заместителем председателя Комитета и начальником Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана.

Непростой старт из Чили

Очень интересной была экспедиция «Трансантарктика» (1989-1990). За семь месяцев представители СССР, США, Франции, Великобритании, Японии и Китая пересекли Антарктиду — прошли около 6,5 тысячи километров на собачьих упряжках. Организовать экспедицию предложили француз Жан-Луи Этьен и американец Вилл Стигер, но подготовка, занявшая два года, легла на плечи Артура Николаевича и его команды.

— Чилингаров умел подбирать людей. От нашей страны в экспедиции участвовал полярный исследователь Виктор Боярский. Собаки же должны идти за кем-то, и он 80% маршрута шёл впереди упряжек, — объясняет Константин Александрович. — Чилингаров сам участвовал в доставке путешественников на Ил-76 к месту старта на станцию «Беллинсгаузен». Взлётно-посадочная полоса аэродрома в Чили была предельно короткая для тяжёлого транспортного самолёта, к тому же возвышалась метров на пятьдесят над океаном. Для посадки на эту «столешницу» в Ил-76 пришлось открыть все двери, чтобы обеспечить максимальное торможение. За штурвалом был лётчик-испытатель Станислав Близнюк.

Корабль застрял во льдах

В 1991 году судно «Михаил Сомов» было отправлено для эвакуации полярников с антарктической станции «Молодёжная». Корабль оказался зажат во льдах, обратно выйти не мог. Чилингаров принял решение вывезти людей на самолёте Ил-76.

— Страна рушилась, деньги на этот полёт никто не выделил. Поэтому пришлось сначала долететь до Бангкока в Таиланде, там взяли попутный груз и довезли до Хараре в Зимбабве. Потом в Кейптаун, это ЮАР, и оттуда — к нашим полярникам. Именно тогда Ил-76 осуществил посадку на станцию «Молодёжная» — это первая в истории Антарктиды посадка тяжёлого самолёта в разгар зимы. (Когда в Северном полушарии лето, в Южном — зима. — Авт.) На следующий день, 20 августа 1991 года, мы с трудом вылетели с «Молодёжной» почти с 200 полярниками и грузом, — вспоминает Константин Зайцев. — Артур Николаевич всё время стоял за креслом пилота Станислава Близнюка, разделяя с ним ответственность и судьбу.

Всё это время связи с Москвой не было, и о том, что произошёл госпереворот, участники экспедиции не знали.

— Приземлились в ЮАР, где нас очень хорошо приняли. Из новостей местные жители сделали вывод, что в СССР началась чуть ли не гражданская война, стали приносить медикаменты, бинты. Так что на Родину мы вернулись с 12 тоннами гуманитарного груза.

На дрейфующей станции «Северный полюс-19», начальником которой Чилингаров был в 1969-1970 годах. Фото: предоставлено Константином Зайцевым

Стихия уничтожила дрейфующую станцию

После развала Советского Союза об Арктике на 12 лет забыли. Но о ней помнил Чилингаров, доказывая её огромное значение для России. В 2003 году появилась первая российская дрейфующая станция «Северный полюс-32», то есть участников экспедиции высадили прямо на льдину. А в марте 2004 года начальник станции Владимир Кошелев сообщил о бедствии: ледяной вал подмял под себя все жилые и служебные помещения, дизельную станцию, еды осталось на пять дней.

— Станция находилась в 800 километрах от архипелага Шпицберген в проливе Фрама, — вспоминает Константин Зайцев. — Со Шпицбергена вылетели вертолёты Ми-8 и Ми-26. Но у Ми-26 могло не хватить топлива на обратную дорогу. Поэтому Чилингаров летел на борту Ми-8 первым, чтобы навести второй вертолёт на точку. «Восьмёрка» сумела сесть, а Ми-26 завис с работающими винтами, касаясь ледяного поля колёсами.

Артур Николаевич наряду со всеми грузил на борт оборудование, какое удалось спасти, собак. Через 72 часа после поступления сигнала тревоги все полярники были доставлены на Большую землю…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх