Кандидат биологических наук Ирина Семенюк из Отрадного уже 10 лет живёт в джунглях Вьетнама. Исследует многоножек, рисует насекомых и пишет познавательные книги. Недавно выставка её художественных работ прошла на ВДНХ.
В поисках многоножек
В экспедицию во Вьетнам Ирина попала, когда училась на биофаке МГУ.
Потом приезжала ещё три раза, жила там по несколько месяцев, и в итоге практически переехала в джунгли, где продолжает исследования. Сейчас живёт в национальном парке Кат Тьен на юге страны и изучает, как ведут себя многоножки в разные сезоны.— Их во Вьетнаме более 100 видов, в Кат Тьене — свыше 40, — рассказывает биолог. — Днём и ночью я прохожу маршруты по несколько километров и провожу учёт всех особей. Так, например, мне удалось выяснить, что некоторые многоножки с наступлением влажного сезона перебираются жить с земли в крону деревьев.
Наглые макаки- сладкоежки
Биолог также выезжает в экспедиции в другие места, ночует в палатке или даже в гамаке посреди джунглей. И, конечно, там много самой разной живности. Ирина встречала слонов, сиамских крокодилов, огромных белок, достигающих метра в длину, оленьков — это олени размером меньше кошки, летяг, мусангов и линзангов — небольших представителей семейства кошачьих, настолько гибких, что кажется, будто они перетекают по стволам деревьев, словно ртуть. А длиннохвостые макаки даже наведывались к Ирине в гости.
— Они живут большими группами, хорошо лазают по деревьям и бегают по земле. Очень смелые и наглые: подбегают к дому и воруют всё, что плохо лежит. Однажды мне на день рождения подарили банку мармелада. И вот просыпаюсь я от странного шума в комнате. Макака забралась через окно, схватила банку и выскочила с ней на улицу. Потом залезла на бамбук и там ела. Было обидно, ведь мармелад друзья специально привезли из России, — вспоминает Ирина.
Гнездо заметить трудно
Пчела-плотник, нарисованная Ириной с натуры. Фото из личного архива
А самой страшной стала встреча с огромным тропическим шершнем.
— Шершни живут семьями, их гнёзда могут быть в разных местах, в том числе на земле, и сразу не видны. Я шла по лесу, гнездо не заметила, зато меня заметил шершень. Погнался, ужалил несколько раз в голову. Я знала, что если убью его, то мне конец. В случае повреждения шершни выделяют феромоны — это сигнал атаковать обидчика, то есть на меня кинулась бы они все. В итоге пряталась от нападавшего за деревьями, бегала зигзагами. Устала очень! Наутро от укусов голова распухла, глаза не открывались. Пришла в себя только через несколько дней, — призналась Ирина.
Паук с лимонным брюшком
С членистоногими у Ирины вообще особенные отношения. Она их не только изучает, но и зарисовывает.
— В детстве ходила в художественную школу, навыки есть. Первого насекомого, хищную муху ктырь, нарисовала цветными карандашами на клочке бумаги прямо в джунглях, — делится биолог. — Теперь моделей ловлю в лесу, сажаю в баночку с крышкой, а рисую в палатке.
Сейчас у Ирины более сотни рисунков. На них — жуки разных видов, мухи, муравьи, тараканы, бабочки, пауки. На одной из любимых работ изображён жёлтый паук — родственник известного у нас паука-крестовика.
— Это редкий вид, видела таких лишь дважды, — объясняет Ирина. — Паук около 5 сантиметров, у него ярко-лимонное брюшко с зелёным узором и очень прочная паутина. Когда его дорисовала, не удержалась, взяла в руки. Он по мне ползал, выпуская паутину. Через несколько витков я её разорвала уже с большим трудом.
Рисунки биолог представляет на выставках в Москве. А ещё они вошли в обе её книги серии «В джунглях не только тигры» о насекомых Вьетнама.
В планах Ирины — побывать в биосферном заповеднике Кат Ба на одноимённом вьетнамском острове. Там водятся животные, которых нет больше нигде в мире. Исследовательница хочет отыскать жука-листоеда сагру — ярко-синего, с исполинскими задними ногами.
Свежие комментарии