
Интерес к исторической личности у журналиста пробудили почтовые марки
В детстве, как и многие из моего и близких поколений, я увлекался филателией. Вернулся к этому занятию уже лет в сорок пять: тишина и сосредоточенность, которых требуют марки, стали милее душе, чем более интенсивные развлечения.
Кто все эти люди на почтовых миниатюрах?
Зубцовки, растры, центровки, «марашки» и тому подобная дребедень, что и составляет для многих основу филателии, меня не волновали совершенно: я ценил красоту марок и их редкость.
И постепенно стал задумываться: а кто, собственно, все эти люди, что изображены на почтовых миниатюрах? Вот, например, академик Королёв, по улице имени которого я так часто проносился в телецентр? Что о нём известно,кроме того, что он был выдающимся конструктором и без него не полетели бы ни спутники, ни ракеты?
В гостях у секретного академика
Однажды я оказался в гостях у одного знакомого академика, имя которого, кстати, также не подлежало разглашению, как в своё время имя самого Королёва. Зашла речь о Сергее Павловиче.
— Ты знаешь, что он сидел? — спросил меня собеседник.
— Слышал краем уха…
— На Колыме. Золотой прииск «Мальдяк». Использовался на общих работах.
— На общих?! В забое?! Но ведь он был конструктором в «шарашке».
— Это позже. После пересмотра дела. А мог ведь и утонуть: заболел и не попал на пароход «Индигирка» в самом конце навигации. А пароход затонул в Японском море. Погибли около 700 человек.
Мы сидели у академика на даче. За столом под зелёным сукном и лампой в стиле ампир — из того самого конструкторского бюро, что в городе Королёве. Академик случайно увидел эти вещи на распродаже в Интернете и купил.

На почтовой марке выпуска 1980 года — научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв». Основное назначение — обеспечение оперативного управления космическими аппаратами
«Конструировать ракеты можно и дома»
Я начал собирать сведения о жизни Королёва, как собирают марки,— по крупицам. И пришёл к одной достаточно крамольной мысли, которую, впрочем, подтвердили некоторые мои знакомые, сами прошедшие репрессии в те суровые годы: система была жестокой, но зачастую избирательной. То есть нужных стране людей вызволяли из лагерей и помещали в «шарашки» — закрытые конструкторские бюро при НКВД.
Да, это была неволя, но с хорошим питанием, лечением, зарплатой 100-150 рублей, что пересылалась семьям, а 10% из которой оставались работникам. И главное — с возможностью заниматься любимым делом, с орденами и званиями в будущем.
— Королёв работал в «шарашках» в Москве и Казани, — продолжил мой знакомый. —Принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, а потом — в разработке реактивных двигателей.
— Так вы считаете, что «шарашки» — дело полезное?
— Для вашего брата, литературной и киношной богемы, возможно, и да: отвлекаться меньше возможностей. А для учёного… Мечта всегда свободна, но конструировать ракеты можно и дома, а не только за колючкой…
Марки! Кто бы мог подумать, что вы не только бумажки..
Наша справка
Родился 12 января 1907 г. (30 декабря 1906 г. по старому стилю) в гор. Житомире Волынской губернии Российской империи (ныне – Украина) в семье учителей Павла Яковлевича Королева (1877-1929) и Марии Николаевны Москаленко (1888-1980). После развода родителей Сергей в двухлетнем возрасте был увезен матерью в гор. Нежин (ныне районный центр Черниговской области Украины), где воспитывался бабушкой и дедушкой. С 1917 г. жил с матерью и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным в Одессе.
В 1924 г. окончил Одесскую профессиональную строительную школу. В 1924 г. поступил в Киевский политехнический институт, где проучился два года, освоив общие инженерные дисциплины по авиационной технике. Осенью 1926 г. перевелся на аэромеханический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ; ныне – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). По окончании МВТУ в 1930 г. получил специальность инженера-аэромеханика, руководителем его дипломного проекта “Легкомоторный двухместный самолет СК-4” был авиаконструктор Андрей Туполев. Окончил Московскую школу летчиков-планеристов (1930).
Увлекся ракетной техникой после знакомства с работами русского ученого, одного из основоположников теоретической космонавтики Константина Циолковского.
В ночь с 27 на 28 июня 1938 г. Сергей Королев был арестован по так называемому “делу РНИИ” по обвинению в участии в контрреволюционной троцкистской организации. 27 августа того же года решением Военной коллегии Верховного суда СССР был осужден по статьям 58-7 (вредительство) и 58-11 (подготовка к совершению антисоветских преступлений) Уголовного кодекса РСФСР и приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Сначала отбывал наказание на Колыме, а после пересмотра дела в 1939 г. по ходатайству летчиков, Героев Советского Союза Валентины Гризодубовой и Михаила Громова, а также Андрея Туполева (который сам был осужден) – в режимных конструкторских бюро. С 1940 г. работал в ЦКБ-29 НКВД СССР в Москве под руководством Туполева, с 1942 г. – в ОКБ НКВД СССР при авиазаводе №16 в Казани под руководством Валентина Глушко.

Нина и Сергей Королевы. Фото: портал mos.ru / Музей космонавтики
27 июля 1944 г. решением Президиума Верховного совета СССР был освобожден досрочно со снятием судимости, полностью реабилитирован 18 апреля 1957 г.
В 1960-1966 гг. был членом Президиума АН СССР.
Под руководством Сергея Королева в 1947 г. из трофейных комплектующих были собраны и запущены немецкие ракеты “Фау-2”. В 1948 г. была запущена первая отечественная баллистическая ракета Р-1, затем проведены первые пуски ракет: геофизической Р-1А (1949), стратегической Р-5 (1953), оперативно-тактической Р-11 (1953), межконтинентальной баллистической Р-7 (1957), а также первый пуск Р-11ФМ с подводной лодки (1955). Осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли (1957), второго спутника с собакой Лайкой на борту (1957), ракеты-носителя “Восток” (1958), первых автоматических межпланетных станций на Луну (1959), Марс (1960), Венеру (1961), спутников “Электрон”, “Молния-1” и др. Созданы космические корабли “Восток” и “Восход”, на которых совершены первый полет человека в космос – Юрия Гагарина в 1961 г., и первый выход в открытый космос – Алексея Леонова в 1965 г. Королевым были начаты работы по пилотируемым лунным программам Л1, Н1-Л3 (после его смерти были свернуты) и разработан проект космического корабля “Союз” (первый запуск состоялся в 1967 г.).
Скоропостижно скончался 14 января 1966 г. в Москве. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади.
Свежие комментарии