На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

88 подписчиков

Свежие комментарии

Испытывавший вакцины на себе Георгий Габричевский похоронен на Пятницком кладбище

Мемориальная доска Георгию Габричевскому на здании ГУП по производству бактерийных препаратов Фото: Агентство «Москва»

Сыворотка от дифтерии, столбняка, дизентерии, бактерициды против возвратного тифа, разработка вакцины от скарлатины — это лишь часть того, что сделал для борьбы с опасными инфекциями микробиолог Георгий Норбертович Габричевский (1860-1907). Он умер, заразившись во время проведения опытов для приготовления вакцины против крупозной пневмонии. О жизни выдающегося учёного рассказали в Музее истории медицины Сеченовского университета (в XIX веке — медицинский факультет Императорского Московского университета), где учился Габричевский.

Стажировался у Коха и Пастера

Георгий Габричевский, выпускник 1884 года, учился на одном курсе с Чеховым и Россолимо.

— Он пришёл в терапевтическую клинику профессора Московского университета Михаила Петровича Черинова сверхштатным ординатором, затем стал первым приват-доцентом по курсу клинической бактериологии, — рассказали сотрудники музея. — Несколько лет стажировался в Берлине у микробиологов Роберта Коха и Пауля Эрлиха, в Париже — у бактериолога Луи Пастера, работал с Ильёй Мечниковым, который тогда заведовал лабораторией в Институте Пастера.

Из увиденного в Европе больше всего стажёра заинтересовал метод лечения инфекционных болезней с помощью растворов, которые содержат готовые антитела. Вернувшись в Россию, молодой врач предложил Черинову организовать при клинике производство лечебных сывороток. Михаил Петрович согласился: у него самого родители умерли во время эпидемии холеры 1830 года.

Начал с дифтерии

Финансирования на создание новой лаборатории в бюджете университета заложено не было. Всё оборудование, реактивы Габричевский покупал на свои деньги. За его же счёт из ближайшей пожарной части привезли молодую, но повредившую ногу лошадь.

— Ей впрыснули раствор с дифтерийными палочками, и она стала первым «агрегатом» для приготовления лечебной сыворотки. С дифтерии начали не случайно: эта болезнь уносила тогда в России по 150 тысяч человек в год. — Готовый препарат Габричевский передал в клинику детских болезней доктора Нила Фёдоровича Филатова. Результаты оказались очень хорошими: дети выздоравливали.

На частные пожертвования создавался и Бактериологический институт, который Габричевский хотел использовать для производства сывороток от других инфекций. Город предоставил только помещение — старый анатомический театр (морг) при Ново-Екатерининской больнице на Страстном бульваре.

Со скарлатиной вообще интересная история. В 1894 году Габричевский заметил, что мыт — инфекционная болезнь лошадей — очень напоминает человеческую скарлатину, да и возбудитель у них один: стрептококк. Так может, упростить процесс приготовления антискарлатиновой сыворотки: брать для неё кровь у «мытных» лошадей?

Габричевский скарлатиной в детстве не болел, поэтому решил привить «мытную» вакцину себе. Сработало! И «мытные» лошади стали поставщиками нового лечебного препарата.

Экспериментировал учёный и с вакциной из стрептококков, которые были выделены из крови тех, кто умер от скарлатины. Вырастил возбудителей на сахарном бульоне, нагрел до 60 градусов и ввёл себе.

Дифтерийную сыворотку получают из крови лошади. Рисунок 1905 года Фото: Fritz Gehrke/wikimedia

Следил за своими ощущениями

Проверка вакцин и сывороток на себе и самозаражение, чтобы понять, как развивается болезнь и как действуют лекарственные средства, — распространённая практика среди врачей и учёных, которые их разрабатывают.

— К примеру, во время опытов с возвратным тифом Габричевский намеренно уколол себе палец острой пипеткой, в которой была кровь со спирохетами, — и, следя за своими ощущениями, ждал дня, когда, по его расчётам, должны подняться температура и проявиться другие симптомы тяжёлой формы возвратного тифа.

Самоотверженный учёный вводил себе возбудителей серьёзных инфекций не раз. И всегда побеждал болезнь своими препаратами. Но однажды это не удалось. В конце марта 1907 года, проводя опыты по иммунизации животных для приготовления вакцины против пневмонии, он заразился и через несколько дней умер. Вакцина от пневмонии была создана только через полвека, в 1960 году.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх