На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

94 подписчика

Свежие комментарии

  • Eduard
    Когда не улыбаются,не могу понять красоту.Почему наши красавицы не улыбаются?Красавица из Южно...
  • Малик Гумеров
    Как тараканы плодятся попы ! Общество шагает в пропасть , к краху ...? Торгаши .... , паразиты ..... к хороше...Храм на Берёзовой...
  • Эльдар Алиев
    👍👍👍Марафон трудоустр...

Скульптуру Веры Мухиной везли в Париж в 28 вагонах

Куратор Музея ВДНХ написал книгу о павильонах и памятниках выставки

Вышла в свет книга куратора Музея ВДНХ Павла Нефёдова «Гастроли и трофеи. Выставки Москвы. ХХ век». Она рассказывает о российских и международных выставках, проходивших с начала 1920-х годов.

На обратном пути повредили ноги

Скульптуре «Рабочий и колхозница», созданной Верой Мухиной по эскизам архитектора Бориса Иофана, посвящена целая глава.

Этот памятник, как известно, был представлен на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

— Композиция высотой 24,5 метра и весом 75 тонн, символизирующая советскую молодёжь и обновление, произвела сильнейшее впечатление на французов. Говорят, что даже был объявлен сбор средств, чтобы выкупить её у советского правительства, — отметил автор книги.

Разумеется, эталон соцреализма капиталистам не отдали, но, как пишет Павел Нефёдов, повторная разборка, доставка и сборка принесли столько хлопот, что проще и дешевле было бы создать скульптуру заново. Если в Париж распиленную статую везли в 28 железнодорожных вагонах, то обратно в конце апреля 1938 года её отправили пароходом «Кама» в Ленинград, а потом по железной дороге в Москву. При этом многие фрагменты сильно деформировались, например ноги и 30 метровый шарф, ведь для их изготовления использовалась сталь толщиной всего 0,5 миллиметра. В Москве их пришлось делать практически заново, и толщина облицовочных листов составила уже 2 миллиметра.

Обновлённую статую установили на аллее у тогдашнего главного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне Северный вход), причём на семь дней позже официального открытия ВСХВ, состоявшегося 1 августа 1939 года. Уж очень непросто было подогнать друг к другу части скульптуры. Кстати, сама Вера Мухина мечтала установить «Рабочего и колхозницу» на Ленинских горах. Также рассматривалась идея украсить этой композицией шлюз Рыбинского водохранилища.

Павел Нефёдов рассказывает о выставках, проходивших с 1920-х годов. Фото: пресс-служба ВДНХ

Ковёр-самолёт на стальных вилках

Отчасти судьбу «Рабочего и колхозницы» повторил «Монреальский» павильон, созданный для Всемирной выставки 1967 года. Интересно, что право организовать эту выставку в мае 1960 года получил СССР. Но советское руководство, быстро осознав утопичность идеи, под благовидным предлогом отказалось. Инициативу перехватила Канада, там в 1967 году собирались праздновать 100-летие Канадской конфедерации.

— Проектирование советского павильона поручили управлению «Моспроект-2». В авторский коллектив во шли архитекторы Михаил Посохин, Борис Тхор и Ашот Мндоянц, — рассказывает Павел Нефёдов. — Посохин вспоминал, что ещё в самолёте у них с Мндоянцем начал рождаться замысел павильона: крыша, как «ковёр-самолёт», покоящийся на огромных стальных вилках. По факту изогнутая кровля обрела размеры 67 на 142 метра.

Для реализации этого уникального проекта была приглашена итальянская фирма Feal. Ещё до открытия выставки канадцы выпустили листовку: «Посмотрите, что русские строят всего в 40 милях от США. Вы как американец обязательно должны взглянуть на это!» За время выставки наш павильон посетили 13 миллионов гостей.

Пришлось расширить улицу Эйзенштейна

А в апреле 1968 года Совет министров СССР распорядился смонтировать «Монреальский» павильон на ВДНХ. Для этого пришлось переложить часть трамвайных путей и расширить улицу Эйзенштейна. Летом и осенью 1968 года в Мурманск, Ленинград, Клайпеду и Одессу стали приходить морские грузовые суда с частями конструкции. На повторную сборку ушло почти 10 лет, поэтому павильон заработал только в 1977 году. Поскольку он был рассчитан на круглогодичную работу, пришлось отказаться от открытого эскалатора и заменить его широкой лестницей-пандусом, полностью переделали нижний ярус.

Сейчас это павильон №70, называется «Москва». Кстати, в текущем году был дан старт созданию конгрессно-выставочного центра ВДНХ ЭКСПО. Его флагманом станет «Монреальский» павильон, недавно получивший статус выявленного объекта культурного наследия.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх