
Пастернак нашёл прототип своего героя в знаменитой купеческой семье
Фамилию Живаго, которая дала название роману, Борис Пастернак не выдумал. В 70-80-х годах XIX века на даче в Останкине жила купеческая семья Живаго. О ней «ЗБ» рассказал потомок этой известной династии Алексей Овчинников.
Зимой — Большой, летом — Останкино
— Семья Живаго была хорошо известна в Москве, молодой Пастернак, конечно, её знал, а с некоторыми Живаго, возможно, даже пересекался, — говорит Алексей Адрианович.
Купец Василий Иванович Живаго не только владел магазином по продаже военной амуниции на Тверской и «Погребом иностранных вин» на Лубянке, но и был завзятым театралом. Абонировали ложу в Большом театре, дети ездили туда каждую среду. А летом начинались спектакли в дачном театре в Останкине.
Павильон купили в складчину
Сегодня при словах «Театр в Останкине» перед глазами возникает крепостной театр графа Шереметева: зал амфитеатром, подмостки, по которым ходила Паша Жемчугова, роспись на потолке, машина для поворота сцены.
— Нет, в Шереметевском дворце дачники спектакли не ставили, — объясняет собеседник.
В 1872 году в Москве проходила Политехническая выставка. На Манежной площади и в Александровском саду поставили десятки павильонов для размещения экспонатов. Когда выставка закрылась, один из павильонов — очень большой, в русском стиле — в складчину купили останкинские дачники. Об этом подробно рассказано в воспоминаниях, которые Александр Васильевич Живаго написал в 1914 году. Сначала павильон использовали как танцверанду. Через несколько лет соорудили сцену.

Летний театр в Останкине/Предоставлено А.А.Овчинниковым
Почти семейный театр
Вдохновителем и спонсором останкинского дачного театра был Василий Иванович Живаго. Многие профессиональные актёры откликались на его предложения. Продажей билетов, распределением ролей, оплатой расходов на изготовление декораций и костюмов занималась его жена Евдокия Родионовна. Старший сын, Роман, был хорош в амплуа первого любовника, ставил танцевальные номера. Младшему, Александру, лучше давались комические и характерные роли. Помимо этого, он занимался хозяйственными вопросами, ездил в Москву за реквизитом, помогал изготавливать декорации.
Увлечение театром не мешало основной деятельности братьев. Роман Живаго пошёл по стопам отца — занимался предпринимательством. Александр — будущий прототип литературного персонажа Юрия Живаго — окончил медицинский факультет Московского университета и начал служить в Голицынской больнице — ныне это Первая градская.
700 рублей на блюде
Когда опускался занавес, театральная жизнь в Останкине не заканчивалась. Актёры и зрители собирались у Живаго на террасе, начинался банкет.
— Долгие годы дачники вспоминали грандиозный бал, на котором красавица Юлия Леткова, жена художника Константина Маковского, обойдя с блюдом веселившихся, собрала 700 рублей — их передали в пользу нуждающихся артистов.
Славилось дачное Останкино и фейерверками. При свете факелов под звуки военного оркестра нарядные гости шли по Аллее вздохов на Дворцовый пруд, над которым с грохотом раскрывались цветные картины: морские баталии и взятие крепостей.
Увлекался Египтом и фотографией
Медициной и театром интересы Александра Живаго не исчерпывались. Он был членом Русского фотографического общества.
— В 1910 году предпринял большое путешествие в Египет и на Ближний Восток, привёз множество фотографий и предметов для коллекции, — говорит Овчинников.
В 1917 году администрацию Голицынской больницы возглавили, как сказано у Александра Васильевича в дневнике, бывшая сиделка Машка Дронова и её революционное окружение. Доктора Живаго — врача более чем с 30-летним стажем, заведующего отделением, члена правления больницы — уволили как буржуазного специалиста.
Последние 20 лет жизни он проработал в Музее изящных искусств имени Пушкина — сначала учёным секретарём, потом лектором-руководителем в отделе классического Востока. Сейчас в фондах Пушкинского музея хранится более 8 тысяч фотографий, сделанных доктором Живаго, среди них есть и останкинские.
Свежие комментарии