На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

90 подписчиков

Свежие комментарии

Автор деревянных скульптур, украшавших когда-то Лосиный Остров, живёт на Ярославке

На днях национальный парк «Лосиный Остров» отметил своё 40-летие. Многим помнятся задумчивая Алёнушка с длинной косой, витязь с копьём, Гулливер высотой 6 метров, медведи, гномы, лешие, русалки, водяные — деревянные скульптуры, украшавшие парк с середины 1970-х до недавнего времени. Автор этих работ — скульптор по дереву Виктор Георгиевич Круглов, который живёт на Ярославском шоссе.

В нацпарке он проработал 30 лет.

На телевидении

После окончания Института культуры и курсов ассистентов режиссёра Виктор Круглов работал в детской редакции Центрального телевидения: участвовал в создании передач «Будильник», «Костёр», «Приходи, сказка», «Спокойной ночи, малыши!». Писал сценарии, снимал, монтировал. Но ещё Виктор Георгиевич с детства увлекался резьбой по дереву и деревянной скульптурой и мечтал посвящать этому больше времени.

В 1972 году он с женой и дочкой переехал в девятиэтажку на Ярославском шоссе, недалеко от станции Лось. Зимой семья каталась на лыжах в Лосином Острове. Обычно, войдя в лес, шли вглубь, а в тот день — в январе 1976-го — свернули направо. И через пять минут увидели какие-то избушки, таблички «Леспромхоз», «Лесничество».

— Думаю, вот куда мне надо! Зашли в избушку — сидит человек, пьёт чай, — вспоминает Круглов. — Я говорю: «Здравствуйте, хотел бы в парке деревянные скульптуры делать; мы три года тут катаемся, а вас не видели». А он отвечает: «А мы три года ищем как раз такого человека».

Штатной единицы скульптора в Лосином Острове не было. Виктора оформили лесником. Зарплата — 70 рублей, в два с лишним раза меньше, чем на телевидении.

— Зато я занимался любимым делом, душа пела, — признался скульптор.

Лесная гостиная

Первым объектом Виктора стала «Поляна сказок» недалеко от входа в парк с улицы Проходчиков.

— Я начал с деревянного крокодила Гены c гармошкой в руках и Чебурашки. Потом появились гномы, за ними — Карлсон и собака Пиф. Позже — Алёнушка и заяц. Поляна эта — средоточие дорог, её пересекают восемь дорожек. Скульптурные персонажи разместились по секторам, а в центре — сказочный бревенчатый домик. Вокруг поставили скамейки с резными спинками, я старался, чтобы рисунок везде был разный, — объяснил автор.

На площадке для тихого отдыха рядом с конторой Виктор поселил двух влюблённых медведей — Машу и Мишу. Рядом сделал резной навес и кормушки. На полпути от лесничества к озеру выросла женская фигура – охранительница леса, неподалёку — мощный стол и широкие кресла из сосны. Это «Белая роща» — лесная гостиная, где можно посидеть и подумать.

Великан из сосны

Недостатка в материале Виктор не испытывал. Им могло послужить любое поваленное или засохшее дерево подходящих габаритов. Стволы средних размеров привозили к мастерской на лошади, а массивные доставляли с помощью подъёмного крана. Так было, например, с будущим Гулливером.

— Когда перед мастерской сгрузили большую сосну с разветвлением и круглыми наростами на стволе, я сразу увидел готовое туловище великана с ногами и как бы связанными руками, — рассказывает Виктор.

Мастер закрыл шею Гулливера сзади длинными волосами (с помощью стамески, естественно), а спереди повязал шейный платок из большого корня, который как бы развевается на ветру.

Все эти метаморфозы происходили с Гулливером в лежачем положении. Когда великана поставили на ноги, заглубили их на метр в землю и смонтировали ступни, в парке появилась новая достопримечательность. Стоишь в проёме, который образуют ноги Гулливера — 2 метра высотой, — и машешь рукой: такая фотография есть у многих жителей Ярославского района.

Захотелось рассказать

В 2006 году у Виктора Георгиевича заболела рука.

— Не то, что топор или киянку, стамеску с трудом удерживал. Врачи не скрывали: если не перестану напрягать руку, могу её потерять, — поделился художник.

Он привёл в порядок все парковые скульптуры и ушёл с работы в Лосином Острове. Но дома начал трудиться над книгой об этом удивительном месте.

— Захотелось рассказать о том, каким был парк на рубеже ХХ-ХХI веков, о людях, которые там работали, о его животных и растениях и, конечно, о деревянной скульптуре, — пояснил Круглов.

Книгу «Природы храм: национальный парк «Лосиный Остров» он издал в прошлом году.

Виктор Георгиевич планирует продолжить работу над воспоминаниями о Лосином Острове. Те, кому тоже есть что рассказать, могут связаться с автором по электронной почте ostrov2882@yandex.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх