На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

89 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вовладар Даров
    Хороший артистМаксим Дахненко: ...
  • чвсатпкьл
    Гастарбайтеры определят всё. 😀😀😀Собянин: В Москве...
  • чвсатпкьл
    ( Сергей Собянин в своем Telegram-канале рассказал жителям Москвы) да пошёл он в зад и в Москве нет гор, он что моско...Собянин: В Москве...

Владимир Хотиненко: Родители долго жалели, что я не архитектор

Мэтр отечественного кинематографа рассказал о Родине и о деле всей жизни

Режиссёр и сценарист Владимир Хотиненко — один из тех, без кого современное российское кино попросту не состоялось бы. Обладатель премий «Ника» и ТЭФИ известен как создатель патриотических и социально-психологических картин, среди которых «Зеркало для героя», «Мусульманин», «72 метра»… С недавних пор он ведёт собственную мастерскую во ВГИКе. «ЗБ» поговорил с мэтром о жизни, о творчестве и о его учениках.

Два раза выгоняли из школы

— У многих россиян название вашего родного города — Славгород — вызывает резонный вопрос: это вообще где?

— Город, где я родился, — это место моего счастья. Помню первые качели — металлические «лодочки», молодых родителей, сидящих на них. Я родился в 1952 году в небольшом местечке Алтайского края. Но старшие классы оканчивал уже в казахстанском Павлодаре, куда переехала семья. Когда я много лет спустя прочитал Андрея Платонова, мне показалось, что Славгород чем-то похож на Чевенгур. Это город, который можно увидеть целиком, если отойти немного в степь. Вообще, в Европе много таких городков, которые вот так охватываются взором. Меня зовут в этот город много лет, но я не еду. Как говорится, «по несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места». Я не хочу разрушить память о них, которая во мне сидит.

— Ваши воспоминания о детстве радужны?

— Они сентиментальны, но в то же время сложны. Меня два раза из школы выгоняли: курил с малолетства; но потом бросил и серьёзно спортом увлёкся. Я был вечный лидер, заводила, зачинщик всевозможных игр, боёв и состязаний. И всё это не мешало мне, кстати, быть круглым отличником. Главной хозяйкой в доме всегда была мама. Она могла всё — и руками, и головой. Жили мы бедно. Помню голодные годы, когда Хрущёв кукурузой занялся и у нас голодуха была. Вот уже 60 лет прошло, а ощущения очень свежие. До сих пор перед глазами магазин, где продавец режет полукопчёную колбасу и такой горкой её складывает. А я колбасу не ел уже год, и мне так хотелось вцепиться в неё зубами… До сих пор, кстати, такую колбасу люблю.

— Вы окончили архитектурный. Как же решили стать режиссёром? 

— Судьбу определил случай. На дворе был 1976 год, я ушёл в армию на год, чтобы не отрабатывать три года по распределению после института. И в это время познакомился с Никитой Михалковым, который приехал на Урал с премьерой своего фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Собственно, он и посоветовал мне попробовать себя в кино. Я увлёкся этой идеей не на шутку и сразу после возвращения из армии устроился на Свердловскую киностудию художником. А затем стал ассистентом Михалкова на картине «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Именно тогда кинематограф стал для меня самой главной целью и важнейшей составляющей жизни. Я подчинил ему все свои устремления. Окончил Высшие режиссёрские курсы, стал работать режиссёром-стажёром на картине «Родня» и даже сыграл в эпизоде мотоциклиста Варелика. А дальше пошло-­поехало. Надо сказать, что больше всего горевали мои родители. Они всё время жалели: архитектор — серьёзная профессия, а тут кино какое-то. Но после того, как я снял «Зеркало для героя» — это была уже третья моя картина, — их отпустило. Они поняли, что сын не зря ступил на эту дорожку.

— Вы как-то сказали, что Россия — самая сюрреалистическая страна из всех мыслимых.

— Я действительно считаю, что Россия — особая страна. Меня не надо учить Родину любить. Но одновременно мне кажется необходимым задавать самим себе тревожащие нас вопросы. Я, например, не считаю, что мы плохо культурно развиваемся — если иметь в виду, что американцы хорошо. Просто культура в США приспособилась к рынку, а у нас ещё нет. Тут всё естественно. Про нашу родину я скажу абсолютно кинематографическим языком: получилось так, как и хотели… Вот и всё.

— Вы всегда говорили, что вашим любимым городом, особенно для съёмок, был и остаётся Рим…

— Рим я просто обожаю. Это мой любимый город, в который я приезжаю как к себе домой. И это совсем отдельное ощущение. Выходишь в шлёпках и топаешь по улицам… Вообще, я иногда думаю, что Италия — это некое экспериментальное пространство: как человеку жить в условиях концентрированной красоты. Тут воздух даже особенный, мягкий — это в живописи особенно видно. Вообще, в живописи есть такой приём, разработанный ещё Леонардо да Винчи, — сфумато. Тонкая градация тона, направленная на полное сглаживание острых краёв и создание синергии между светом и тенью в картине. Так вот, я вновь и вновь возвращаюсь в Италию именно за этим состоянием… Нигде в мире больше нет такой дымки в воздухе, такой лёгкой тосканской тишины. Снимать в Италии — для меня каждый раз счастье. У Гёте есть величайшее выражение, с которого началось моё понимание Рима: «Тот, кто видел Италию, в особенности Рим, уже более никогда не будет совершенно несчастен». Потрясающее выражение, которое так и следует за мной по жизни.

— Много ли к вам во ВГИК сегодня приходит молодых да талант­ливых?

— А неталантливых мы не берём, у нас очень большой конкурс. Можно сказать, что мы со студентами — сообщающиеся сосуды: взаимно подпитываем друг друга идеями и энергетикой. Плюс ко всему они молодые люди, а мне хочется знать, что сейчас происходит с очередным поколением. В общем, в них ничего худого нет. Есть просто смятение. Это видно уже по тому, какие они сценарии предлагают. Впрочем, оно сейчас присутствует во всём мире, его ощущаешь везде и каждый день. Во ВГИКе мы пытаемся пробить финансирование хотя бы для нескольких выпускных фильмов, чтобы у ребят была какая-то перспектива. Без поддержки государства наше кино действительно может превратиться в филиал Голливуда, как говорит Николай Бурляев. В целом уровень нашего кино соответствует уровню нашей экономики и уровню нашего общества. Пока молодёжь не понимает, чего хочет: то ли блокбастеров, то ли артхауса. Думаю, в школах не помешала бы специальная программа по истории кино, которое всё же является у нас важнейшим из искусств. Хотя понимаю, что этого не будет никогда…

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх