
Вопрос о муках, ожидающих грешников в аду, из категории вечных. Всевозможные богословские толкования на эту тему появляются уже много веков. Среди наиболее популярных — как же сочетается милосердие Бога с жестокостью наказаний?
Есть немало разъяснений от великих богословов разных времён. Вот, например, что писал святой VIII века Иоанн Дамаскин: «В будущем веке Бог всем даёт блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам при уготовил себя воспринимающим».
То есть, по мысли Иоанна, надо готовить себя к будущей жизни, ведь то, что ждёт нас там, может восприниматься и как благо, и как мучение. Если здесь ты привык получать удовольствие от того, чего там уже не будет, это и окажется мучением.«Те, кто уже не имеет обычных удовольствий, — пишет святой, — но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание».
Ну а один современный священник привёл, может быть, не вполне корректную, но доходчивую аналогию.
«Представьте себе, — сказал он, — что двух людей разного воспитания приводят на симфонический концерт: для одного из них эти три часа будут блаженством, для другого мукой. А потом их же отведут на футбольный матч — и тут может быть всё наоборот. Одно и то же место для одного — рай, для другого — ад. И надо понять, что ждёт нас впереди, чтобы в земной жизни научиться получать удовольствие от предстоящего и избежать мучений».
Как заметил христианский писатель Клайв Льюис, «есть только два вида людей: те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя», и те, кому Бог говорит: «Да будет воля твоя». Все, кто в аду, сами его выбрали».
Свежие комментарии