
Писатель, драматург, артист рассказал «ЗБ», как стать оптимистом
Мастер-класс писателя, драматурга, актёра и режиссёра Евгения Гришковца создателя романов «Рубашка», «Асфальт», «Театр отчаяния, или Отчаянный театр», а также повестей и рассказов длился почти полтора часа. Корреспондент «ЗБ» тоже задал автору несколько вопросов.
Вместо 40 минут читал Жванецкому четыре часа
– Евгений Валерьевич, есть человек, с которым вы советуйтесь когда пишите?
– Как только у того, что я написал, появляется читатель, даже первый, его мнение никак не может повлиять на то, что уже написано. Я очень уверенный в себе автор и не очень уверенный в себе человек. Это разные люди. То, что я написал, я знаю лучше всех в мире. И самый жёсткий редактор – тоже я. Однажды я договорился с Михаилом Михайловичем Жванецким о том, что прочитаю ему свою новую повесть. Это было году в 2007. Но как-то всё откладывалось. Наконец поздней осенью он мне сказал, что более-менее себя неплохо чувствует. Ехал я к нему за город часа два. Приезжаю, а там медсестра, капельница. Михаил Михайлович извинился и сказал: « Женька, ну уж коли ты приехал, давай почитай немножечко, самый ударный кусок, минут 40». Я стал читать, посмотрел на часы 40 минут прошло. Жванецкий говорит: «Ещё почитай». В общем, читал четыре часа. Михаил Михайлович уже встал, ходит радостный по кабинету и говорит: «Ай, здорово! Как же я рад! Нет, повесть твоя – по фигу, понимаешь? Просто вот к Державину приезжал молодой Пушкин, к Пушкину тоже приезжали начинающие писатели, а со мной это в первый раз! »
Играю Ивана Грозного
– Вам какая деятельность больше нравится актёрская, режиссёрская или драматургическая?
– Для меня актёрство в кино – это всегда приключение и высокооплачиваемый отдых. Сейчас, например, я играю в комедии Карена Оганесяна царя Ивана Грозного. У меня шапочка из эйзенштейновского фильма с настоящим шитьём XIX века, кафтан с плеча Петра Мамонова. Режиссёры не любят приглашать писателей, потому что полагают, что будет много активности типа «давайте всё перепишем» и очень удивляются тому насколько я дисциплинированный, знающий текст, покладистый, весёлый. Когда я пишу пьесу, ставлю спектакль, я всё время всем ставлю задачи, а тут мне ставят задачу. Это же так интересно – услышать, что от тебя хочет другой человек, попытаться это угадать и сделать так, как он хочет, а не так, как хочешь ты.
– Какая из ваших работ в кино вам больше всего запомнилась?
– Вы знаете, у меня их так мало, что я помню все. Но самая-самая связана с литературой. Я играл у великого режиссёра Глеба Панфилова в фильме «В круге первом», снятом по роману Александра Солженицына, малюсенькую роль, писателя Галахова (прототип Константин Симонов, прим.ред.). Причём в романе у этого Галахова вообще нет текста. Было ясно, что Солженицын терпеть не может Симонова и выписывает его как какого-то презренного писателишку. Панфилов позвал меня, потому что мы должны были сделать моему герою какой-то диалог. Я люблю Симонова с детства, у него есть шарм, благородство и я не хотел его делать таким, каким его написал Солженицын. Я придумал такого персонажа, который понимает, что он делает не то: «Ты знаешь, когда я сажусь писать, думаю: вот сейчас напишу для своих друзей, для своих однополчан. А представляешь, для кого пишу? Для критиков». В этом фильме всех актёров утверждал Солженицын. А в моём случае надо было утвердить не только меня, но и мой текст. Позвонив мне, Солженицын спросил: «Мне сказали, что вы чувствуете себя литератором. А что вы мне порекомендуете для прочтения, чтобы я понял, можете ли вы принять участие в нашей картине?» Я сказал, что у меня как раз только что вышла повесть «Реки». Через два дня меня утвердили.
«Прежде всего – родить детей»
– Что вас сегодня волнует?
– Моя пьеса «Между делом» как раз начинается с такого разговора. Герой этой пьесы – писатель, я, в сущности, писал его с себя, а играет его в театре Алексей Агранович . Знаете такого чудесного человека? Я хотел бы сказать о том, что сегодня культуре и искусству отведена довольно скромная роль. Каких-то полвека назад премьеры в театре, в кино, выставки, оперы, балеты имели практически государственное значение. Деятели культуры, режиссёры, актёры, поэты, писатели имели совершенно другой вес. Их имена были не только на слуху, но к их каждому слову прислушивались… Конечно, меня волнует моя семья, как там моя мама, моя старшая дочь. Но я не стану об этом говорить. Однако, поверьте, какой бы ни был у тебя творческий порыв, замысел, если болеет мама – писать невозможно, не получится.
– Как полюбить современность, стать оптимистом?
– Прежде всего – родить детей. Это в самую первую очередь. Потому что как только у тебя появляются маленькие дети, ты не имеешь права не любить то время, в котором ты живёшь. Ты не имеешь права быть пессимистом и ненавистником. Ну и заниматься такой работой, которая направлена на другого человека. Это необязательно искусство, это может быть фармацевтика или швейное производство.
Свежие комментарии