Лётчик из Свиблова в молодости отвёл от города неисправный самолёт и выжил чудом
Звание «Почётный житель муниципального округа Свиблово в городе Москве» присвоили военному лётчику, майору в отставке 80-летнему Юрию Козловскому. Почти два десятка лет он живёт на Снежной улице. В молодости совершил подвиг — в сложнейших условиях отвёл от Читы неисправный самолёт, получил тяжёлые травмы, — но не отчаялся.
Ребёнком добывал уголь
Родился Юрий Валентинович в 1943 году в Забайкалье. Туда из Москвы ещё до войны на строительство дорог направили полк связи, которым командовал его отец — полковник инженерных войск и начальник автобазы Наркомата связи. В 1944 году он ушёл на войну, Юрий с сестрой и мамой переехали в подмосковный Краснозаводск. Отец вернулся живым, но в 1948-м его не стало. На Юру легли заботы семье.
— У нас было печное отопление. Я сам добывал уголь. По дружился с кочегарами в котельной. Вечерами после школы возил гружёные тачки, кидал уголь в топку, — вспоминает Юрий Валентинович. — За это мог брать угля, сколько нужно.
О небе мечтал со школы. В Доме пионеров занимался авиамоделизмом.
— Громадное впечатление на меня произвёл полёт в космос Юрия Гагарина , — рассказывает Юрий Козловский. — Я складывал дрова на чердаке, когда услышал эту новость по радио. Чуть с лестницы не кувыркнулся!
В 18 лет пришёл в военкомат и вскоре поступил в лётное училище.
— Я как раз посмотрел фильм «Звёзды на крыльях», где рассказывалось о Ейском училище, в тот момент оно было военно-морским — курсанты носили морскую форму, тельняшки, бескозырки. Захотел быть, как они, — признался Юрий Валентинович.
Поиски решили свернуть
В 1981 году о Юрии Козловском написали документальную повесть. Фото: Из личного архива
Училище окончил лейтенантом. По распределению шесть лет служил в Группе советских войск в Германии, стал лётчиком 1-го класса. Оттуда перевели в Забайкалье.
В ту роковую ночь — 27 марта 1973 года — во время тренировочного полёта капитана Козловского на сверхзвуковом истребителе-бомбардировщике Су-7 над Читой встал двигатель.
— С земли приказали катапультироваться. А подо мной город! Нужно было отвести самолёт как можно дальше, — говорит лётчик.
Спасая жизни горожан, он отвёл машину за город и только потом катапультировался. Но было слишком поздно: лётчик почти сразу ударился о каменистую сопку и получил открытые переломы обеих голеней.
— Прикинув, в какой стороне автотрасса, которую заметил с воздуха, я перевязал ноги жгутом, чтобы снизить потерю крови, и пополз, — говорит Козловский.
Когда не осталось сил, связал две ноги вместе, как брёвна плота, и продолжил двигаться, перекатываясь. Главное — не останавливаться, иначе замёрзнешь, ведь температура воздуха была минус 27 градусов! Позднее за выживание при низких температурах Юрий Валентинович был занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
Утром он видел пролетевший над ним поисковый вертолёт. Но экипаж сквозь гущу деревьев его не заметил.
— На исходе вторых суток я дополз до снегозаградительных щитов, которые отделяли меня от дороги, — вспоминает Юрий Валентинович. — Увидел узкую щель под забором, протиснулся сквозь неё, сняв одежду. И потерял сознание.
Оказалось, участок шоссе, до которого лётчик полз 7 километров, закрыт на ремонт — машины не ездили, заметить его было некому. Через трое суток после ЧП поиски хотели прекратить. Но один пилот добился разрешения на последний вылет, он и нашёл товарища.
Молодой Юрий Валентинович. Фото: Из личного архива
Снова поднялся в небо
30 суток реанимации, 35 литров перелитой крови, 20 хирургических операций. На всё ушло два года. После реабилитации 32-летний Юрий вышел на протезах. Не чувствовать себя беспомощным помог друг. Заставил сесть за руль своего «Студебеккера», вспомнить, как ещё до армии Юрий работал шофёром. Жизнь начала приобретать смысл.
Вскоре лётчик встретил будущую жену Надежду. Устроился на работу инженером-конструктором в лабораторию по разработке и исследованию искусственного сердца машиностроительного завода им. Сухого в Москве, потом стал заместителем начальника специального конструкторского бюро медтехники. Проработал там до 1991 года. Жил тогда, кстати, в Останкинском (в то время Дзержинском) районе.
А ещё лётчик снова поднялся в небо! Летал на легкомоторных самолётах, гидроплане, воздушном шаре и даже прыгал с парашютом. Юрий Козловский — кавалер высшей награды комсомола «Почётный знак ВЛКСМ» и ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, имеет 25 медалей. Все награды трудно перечислить. В 1981 году о нём написали документальную повесть «Свет жизни».
До 2015 года Юрий Валентинович был заместителем гендиректора фонда «Московский ветеран». Сейчас на пенсии, ведёт патриотическую работу. Водит машину и уверенно пользуется компьютером. С супругой они любят путешествовать.
Свежие комментарии