Трамвайное депо имени Баумана в Ростокине отметило 90-летие
Депо им. Баумана на Сельскохозяйственной улице – 90 лет. Одно из старейших в столице, оно первым приняло в свой парк трамваи «Витязь», которые сейчас ходят по всей Москве. В марте 2017 года новые вагоны вышли на 17-й маршрут: Останкино — Медведково.
В депо побывал корреспондент «ЗБ».Учился 3,5 месяца
Сергей Гареев спешит на смену. Первым делом получает путевой лист: сегодня ему предстоит водить 36-й трамвай. В депо он работает полтора года. Раньше был машинистом метро, затем прошёл обучение в Московском корпоративном университете Транспортного комплекса. В него принимают даже тех, кто раньше за рулём не сидел. Можно также стать водителем электробуса, но Сергей выбрал трамвай. Учился 3,5 месяца.
— Парк вагонов постоянно совершенствуется, всё время надо узнавать что-то новое. И мне это нравится, — отметил Сергей.
Площадь депо немалая — поместилась бы пара дворов с домами. Его построили в 1933 году, тогда оно называлось Ростокинское грузовое депо. Были только грузовые трамваи, способные перевезти за раз два десятка тонн. На них в том числе возили материалы для строительства первых станций столичной подземки.
Сергей Гареев водит трамвай полтора года, раньше был машинистом метро. Фото: Григорий Матвеев
А в 1937 году сюда с Новорязанской улицы перевели пассажирские вагоны депо им. Н.Э.Баумана, которое было решено переделать в троллейбусный парк. Вместе с вагонами в Ростокино «переехало» и название предприятия: именем революционера Николая Баумана в то время дорожили.
Где Высоцкий ловил Кирпича
Сначала в депо поступили деревянные трамваи, ходившие по Москве до начала 1970-х годов. Как раз в таком снимали сцену фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов и Шарапов задерживают карманника Кирпича.
— Когда в 1978 году создавался этот фильм, деревянные трамваи на маршрутах уже не курсировали. Но один вагон с бортовым номером 2170 оставался в депо для технических нужд. Его и предоставили для съёмок, — рассказал заместитель начальника отдела рельсового транспорта службы подвижного состава Московского метрополитена Дмитрий.
По сюжету действие происходит в Сокольниках. Однако сцену снимали на 1-м Сельскохозяйственном проезде: Кирпича выводят из трамвая напротив проходной депо. В кадре на дальнем плане видна пятиэтажка 7/1 на Сельскохозяйственной улице, она сохранилась, как и тот самый вагон: он ежегодно участвует в параде исторических трамваев.
Этот самый вагон из киноленты «Место встречи изменить нельзя» сохранился в депо до сих пор. Фото: кадр из фильма
О них пела группа «Браво»
На 1-м Сельскохозяйственном проезде снимали также эпизод комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В новелле «Наваждение» Шурик и Зина, погружённые в учебные конспекты, садятся в трамвай. Это новенькая «Татра» с номером 530. Вагоны «Татра Т3» из Чехословакии курсировали по Москве с 1963 по 2021 год. Эту модель выбрали из-за надёжности: крепкий кузов может служить полвека. Поначалу московские «Татры» были красного цвета. В жёлтый – как раз о таких пела группа «Браво» — вагоны стали красить уже в конце 1980-х годов. Сделали это в целях экономии: краску для трамваев и автобусов приобретали централизованно, так что остановились на одном цвете.
Теперь бывшие московские «Татры» ходят по Уфе, Нижнему Новгороду, Курску, Волгограду: в эти города их передали после замены «Витязями». Однако два красно-жёлтых трамвая остались в депо Баумана для технических нужд.
Может ехать на батареях
Сейчас в депо более 130 «Витязей». Пассажиров они возят по семи маршрутам. 17-й в Москве — рекордсмен: в сутки им пользуются около 50 тысяч человек. Первые «Витязи» пустили шесть лет назад именно по нему, чтобы проверить, как новые трамваи справятся с большим пассажиропотоком. Вагоны показали себя на отлично.
Сажусь в кабину «Витязя». Вместо педалей для разгона и торможения, как было в «Татрах», здесь рычаг — он называется ручным контроллером. Перед сиденьем водителя — несколько дисплеев бортового компьютера. На них водителю видно, как работают системы трамвая, а с камер выводится изображение, как пассажиры заходят в салон.
Обслуживаются трамваи в ремонтном цехе депо. С запчастями проблем нет: вагоны отечественные — их собирают в Твери и Санкт-Петербурге. При обслуживании проверяют ходовые тележки, двери, системы кондиционирования и отопления, токоприёмник, а также аккумуляторные батареи. От них в «Витязе» питаются двери, фары, бортовой компьютер, система освещения салона, информационные табло и USB-розетки. На аккумуляторах трамвай сможет ещё и проехать около 1,5 км. Дмитрий поясняет: на участки примерно такой протяжённости в городе разделена вся контактная сеть. Если по какой-то причине одна её секция выйдет из строя, то на батареях «Витязь» доедет до следующей.
Свежие комментарии