
Евгений Мартенюк — военный лётчик, майор запаса, руководитель клуба «Авиатор» в районе Свиблово. И хобби у него под стать профессии — коллекционирует модели самолётов.
— Мой отец тоже был лётчиком, и о небе я мечтал с детства, — рассказывает Евгений. — Собирать самолёты стал с 5-го класса. Помните, были такие недорогие пластмассовые наборы деталей, которые надо было склеивать? У меня их штук семьдесят было! Потом самолёты стали настоящими: служил в ВВС, летал на чехословацких L-29, отечественных военно-грузовых Ту-134, на «Антоновых». На модели времени не оставалось. А когда демобилизовался, вернулся к старому хобби.
Сегодня в коллекции Евгения более 200 масштабных моделей отечественных самолётов, в том числе и тех, которые он поднимал в воздух. Большая часть хранится в клубе: дома коллекция просто не поместится.
По словам Мартенюка, каждый самолёт — это история. Например, мало кто знает, что единственный в мире сверхзвуковой самолёт из стали был построен в СССР — это истребитель-перехватчик МиГ-25. Именно такой — на тот момент совершенно секретный — угнал в Японию в 1976 году предатель Виктор Беленко. Американцы хоть и изучили самолёт детально, скопировать так и не смогли.
МиГ-21 — самый «долгоживущий» в мире самолёт: в серийном выпуске с 1959 года, продолжает состоять на вооружении и сегодня в Китае, в Индии, в Египте и ещё почти в двух десятках стран. А Як-12 — самолёт-киноартист. Именно эта модель снята в культовой экранизации рассказа Олдриджа «Последний дюйм».
Все эти истории Евгений Мартенюк охотно рассказывает подросткам, которые занимаются в «Авиаторе».
Свежие комментарии