На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

88 подписчиков

Свежие комментарии

Филуменист из СВАО: «В годы войны спички ценились на вес золота»

Коллекционер Владимир Бармаков/ЗБ

Владимир Бармаков рассказал, какую роль  сыграли спички в Великой Отечественной войне

Владимир Бармаков с Минусинской улицы уже много лет исследует филумению — редкий вид коллекционирования спичек, коробков и этикеток. Внештатный эксперт Министерства культуры России и почётный президент Московского клуба филуменистов «Сувенир», недавно он выпустил книгу «Спички в борьбе за нашу Победу в Великой Отечественной войне», где рассказал о своих исследованиях.

Спички-подрывники и спички-паяльники

— Для поджога немецких железнодорожных эшелонов разработали спички подрывника. Они дольше горели, температура пламени была выше, так что бикфордов шнур можно было поджечь в любую погоду. Для партизан придумали сигнальные спички, горевшие красным, синим и зелёным пламенем. С их помощью можно было передать информацию с горы на гору, с берега на корабль — почти азбука Морзе, — рассказал «ЗБ» Владимир Бармаков.

Другой вид спичек толщиной в два пальца и длинной 10-12 см привязывали к бутылке с зажигательной смесью: сосуд разбивался, и огонь вспыхивал мгновенно. А спички-«паяльники» помогали налаживать разорванную линию связи. Их температура горения позволяла в самых экстремальных условиях сплавить два проводка, как паяльником. Всего в годы войны по заданию фронтов было разработано более двадцати новых видов специальных спичек.

Спички меняли на золото

Но обычные бытовые спички стали дефицитом: большинство фабрик размещались в Прибалтике, Белоруссии, Украине и были захвачены немцами в первые же месяцы войны. Оставшиеся государственные фабрики поставляли спички только на фронт. Люди высекали искру с помощью огнива и кремня, поджигали бумагу от линзы, ходили с железным совком к соседям за угольком…

Словом, спички ценились на вес золота. В своей книге автор приводит воспоминания антрополога Льва Николаева: в дневнике от 10 марта 1942 года он пишет, что в Харькове золотое обручальное кольцо можно выменять на 7-8 коробков.

Уже весной 42-го руководство страны потребовало удовлетворить потребности населения в спичках. За дело взялись местные непрофильные предприятия. В. Бармаков насчитал 250 таких мастерских, заводиков, кооперативов.

Например, в блокадном Ленинграде спички выпускали на шоколадно-конфетной фабрике, на производстве калош и даже на фабрике по изготовлению искусственных зубов, — рассказал исследователь.

Этикетка на страже боевого духа

Особую роль сыграли и спичечные этикетки. На них печатали призывы для поддержания боевого духа: «Сотрём с лица земли фашистских варваров!», «За Родину!», «Вперёд – на разгром врага!» «Что ты сделал сегодня для фронта?».

Все этикеточные надписи продукции госфабрик подвергались строгой цензуре, отступлений не допускалось. Но за кустарным изготовлением спичек на местных производствах такого тотального надзора не было. Местные оформители придумывали рисунки сами. Так что многие этикетки стали своего рода произведением искусства с драматичным сюжетом, самолётами, дирижаблями, кораблями и танками. На одних этикетках печатали стихи, на других – инструкции солдатам. Например, была этикетка, которая учила артиллеристов определять расстояние до цели, расположив коробок под определенным углом, — пояснил В. Бармаков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх