На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

94 подписчика

Свежие комментарии

  • Эльдар Алиев
    👍👍👍Марафон трудоустр...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    В то время когда по усраине идет мракобкосие и снос православных храмов в России возрождают православие и строят новы...На Дмитровском шо...
  • Дмитрий Гурин
    То есть сначала был разработан проект а потом сделают обследование? Беняяя каму ты ты эти рейтузеля пытаешься втюхать...«ЗБ» разбирался, ...

В Музее Гаража особого назначения на ВДНХ открылась выставка, посвящённая спецсвязи

На новую выставку «Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи» приглашает Музей Гаража особого назначения на ВДНХ (павильон №53). Гости узнают об истории фельдъегерской службы, увидят старинные артефакты и автомобили, которые работали и работают сегодня в системе спецсвязи СССР и России.

Тарабарская грамота

Фельдъегерями называли людей, доставлявших важные царские документы, в более позднее время они были офицерами.

— По сути, история фельдсвязи в нашей стране насчитывает почти тысячу лет, — рассказывает директор по музейно-выставочной деятельности Илья Сорокин. — На выставке можно увидеть репродукции Радзивилловской летописи XIII века, где рассказывают, как гонца собирают в поход. Или как половцы пытаются пленить гонца. А ещё вы узнаете о тарабарской грамоте: её использовали в Средние века, чтобы зашифровать секретные письма.

Интересный артефакт — подлинный колокольчик, который подвешивали на дугу тройки. Мало кто знает, что это первый в истории спецсигнал. Только фельдъегеря имели право на колокольчик. Обывателям полагались бубенчики — шаровидные металлические погремушки.

Ключи от взятых русскими войсками иностранных городов офицеры спецсвязи доставляли прямиком нашим монархам. Фото: Роман Балаев

Обязаны метко стрелять

«Без фельдъегеря у нас ничего не делается», — писал однажды друзьям Пушкин. Со времён Петра I и до Николая II сотрудники спецсвязи перевозили и охраняли самые важные грузы. Например, на выставке представлена коллекция подлинных ключей от европейских и турецких городов, взятых русскими войсками, которые доставляла спецсвязь нашим монархам.

В ходу было выражение «аллюр три креста». Если посылка была помечена одним крестом — ехать можно спокойно, двумя — быстро, но c перерывом на отдых. Три креста — скакать, не жалея ни лошади, ни себя.

— На отдельной витрине представлены вещи, которые брали с собой офицеры спецсвязи конца XIX — начала XX века, — говорит Илья Сорокин. — Саквояж, а в нём: башлык — род съёмного капюшона на верхней одежде, — походный будильник, шпоры, бритва, флакон одеколона… И серебряные карманные часы — награда за отличную стрельбу. Ведь офицер спецсвязи обязан был метко стрелять. Однако такие часы не носили в кармане, а возили в специальной коробочке. Гордились. А ещё часто брали колоду карт. Фельдъегерям категорически запрещалось в пути играть в карты. А они отнекивались: мол, пасьянсы раскладываем. А то скучно.

«Москвич» с деревянным кузовом

Особую ценность представляет коллекция автомобилей, которые работали в системе спецсвязи СССР. Это не просто макеты, а заслуженные труженики.

Например, послевоенный «Москвич-400» завода МЗМА, будущего АЗЛК. Он точь-в-точь похож на народную малолитражку «Москвич-401», только боковые панели корпуса у него… деревянные!

— На Западе стиль «стейшн вэгон» с деревянными боками был очень модным аж до восьмидесятых годов прошлого века, — говорит Сорокин. — А у нас после войны не хватало листового железа, вот и стали делать кузова частично из фанеры и реек.

Также вы увидите полугрузовой фельдъегерский пикап на базе знаменитой эмки, первый советский автомобиль спецсвязи ГАЗ-А; диорамы, показывающие работу системы спецсвязи в разные годы истории СССР и России.

Выставка продлится до 21 апреля. Вход по билетам (0+). В музее действует система льгот вплоть до бесплатного посещения для некоторых категорий. Подробнее — на сайте gon-museum.ru (раздел «Посетителям)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх