На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

88 подписчиков

Свежие комментарии

Специалисты рассказали, как стать приемным родителем

Желание взять в свою семью приемного ребенка возникает у всех по-разному, причем далеко не каждый человек решается пройти этот нелегкий путь до конца.
К сожалению, не всегда кандидаты в приемные родители могут объективно оценить свое желание создать для ребенка из социального учреждения замещающую семью. И очень важно в самом начале непростого пути к приемному родительству честно ответить самим себе на вопрос о том, почему же Вам хочется стать опекуном или усыновителем.
— Почему Вы хотите стать приемными родителями?
— Почему именно сейчас Вы решили стать опекуном?

На эти или подобные вопросы, которые звучат на собеседовании, и в анкетах Вам помогут ответить в Школах приемных родителей, в которых проходят обучение граждане, желающие принять в свою семью ребенка-сироту или ребенка оставшегося без попечения родителей.

Мотивы наших поступков разнообразны и индивидуальны. Во многом они связанны с жизненным опытом родителей, детскими воспоминаниями, личностными особенностями будущих родителей, являются результатом супружеских отношений. Некоторые из мотивов могут быть деструктивны и ориентированы на замещающих родителей, а не на нужды детей. В дальнейшем это может привести к возможности неблагоприятного варианта психического развития ребенка и перехода его в категорию «проблемного» и, как следствие, «вторичный отказ» от него.

Чтобы этого не произошло, в начале необходимо тщательно проанализировать свои чувственные порывы и постараться избавиться от иллюзий. Попробуем разобраться в конструктивных и деструктивных мотивах приемного родительства.

Альтруистическая мотивация
— Хочу защитить ребенка!
— Хочу оказать помощь детям и создать благоприятные условия для их развития!
— Посмотрела передачу о детском доме. Как же жалко этих детишек! Надо немедленно спасать их от этого ужаса!

В данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Среди внутренних мотивационных механизмов альтруистического содержания различаются два мотива ‒ мотив морального долга и мотив сочувствия.

Ведущим чувством в мотивации морального долга является чувство ответственности за приемного ребенка перед собой и другими людьми. Действие этого мотива непосредственно связано с областью моральной самооценки. Его реализация сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения, самоуважения, гордости, повышением самооценки.

Реализация мотива сочувствия невозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи приемного ребенка, без процесса сопереживания ему. Сочувствие предполагает сопереживание возможному улучшению состояния приемных детей, то есть носит опережающий, предвосхищающий характер, и побуждает приемных родителей к активному действию.

При данной мотивации существует опасность в стремлении замещающих родителей из самых благих намерений построить детско-родительские отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль потребителя. Очевидно, что при такой потворствующей гиперопеки ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен.

Так как каждому ребенку, проживающему в социальных учреждениях, требуется помощь, возможно, потенциальным приемным родителям стоит для начала попробовать себя в роли волонтера или заняться благотворительной деятельностью, поскольку усыновление ребенка — серьезный шаг, а помощь сиротам в любом случае не будет иметь негативных последствий.

Прагматическая мотивация
— У меня двое детей. Сижу в декретном отпуске. Хочу помочь ребенку-сироте и улучшить свое материальное положение!
— Мои родные дети выросли и разъехались. Мне одиноко. Хочу, чтобы вместе со мной жил ребенок!
— Хочу доказать, что несмотря на свой возраст у меня еще много сил и я способна воспитать ребенка!

В данных ситуациях приемное родительство рассматривается исключительно с точки зрения его полезности и эффективности в реализации конкретных целей кандидатов. Здесь проявления человеческой личности делятся на полезные и бесполезные, человек способен нарушать и обходить моральные ценности и культурные установки. В данном случае людьми в первую очередь движет забота о личных интересах (материальная выгода, ожидание одинокой старости, возможность услышать овации в свой адрес), а не интересы ребенка-сироты.

При доминировании такого мотива могут не выполняться элементарные правила ухода за приемным ребенком, подчеркиваться его особое положение в семье, преувеличиваться значение допущенных ребенком ошибок и т. д. Прагматичный человек может оказывать поддержку и заботу, не отдавая себе отчет в том, что и оказывает их в надежде получить аналогичную ответную реакции.

Нормативная мотивация
— Я вырос в многодетной семье. Это нормально, когда в семье воспитываются пять детей. К сожалению, у нас только один ребенок. Хотим усыновить еще троих!
— У нас с женой нет детей. А в каждой семье должны быть дети!

У человека с доминирующей нормативной мотивацией принятия ребенка-сироты на воспитание семья представляется как социальный институт, где каждый выполняет свою социальную роль, обусловленную социальными ценностями, идеалами, нормами.

Каждая семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Поскольку основная функция семьи — репродуктивная, то на определенном этапе ее развития индивид выделяет необходимым появление ребенка. Бездетные супруги могут испытывать чувство ущербности и неполноценности. Желание иметь ребенка и «быть как все» становится смыслом существования семьи.

При доминировании нормативной мотивации приемный родитель подчеркивает важность ролевых отношений в семье, когда семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Однако кандидаты в приемные родители не учитывают, что у приемного ребенка может быть не сформирован образ родителя или образ себя как ребенка, что может привести к конфликту ролевых образов.

При доминировании данного мотива у приемных родителей активно выражено стремление отвечать установленным в данном обществе социальным нормам и правилам — иметь семью, детей. Дети в данном случае выступают как элемент определенного социального статуса, престижа.

Часто в таких замещающих семьях занимают позицию повышенной моральной ответственности, родители заставляют приемных детей выполнять чрезмерные учебные нагрузки, не всегда благоприятствующей сохранению их психического и физического здоровья. Родители могут перегружать своих детей дополнительными занятиями, не учитывая особенности их развития, что отрицательно будет сказываться на взаимоотношениях с приемными детьми.

Поэтому в таких семьях с трудом формируется психологическая близость между приемными родителями и детьми.

Кризисная мотивация
— Мы расстались с мужем и теперь я осталась совсем одна!
— Мой муж постоянно упрекает меня в том, что у нас нет совместных детей!
— Дети выросли и уехали. Вдвоем с супругом нам стало скучно и неуютно в нашем большом доме!
— Мы потеряли ребенка! У нас горе… Мы потеряли смысл жизни…

У одиноких людей с данной мотивацией часто плохо сформированы коммуникативные навыки, за которыми иногда стоят личностные нарушения. Они рассматривают приемного ребенка как значимого партнера, с которым можно установить доверительные отношения и будет являться опорой в старости. Помимо того, большинство детей, оказавшихся в социальных учреждениях, имеют стойкое нарушение привязанностей, и приемные родители могут потратить много усилий на установление доверительных взаимоотношений и все-таки остаться в одиночестве.

Данная мотивация выявляет, что у кандидатов в приемные родители на первый план выступают супружеские отношения, когда происходит обострение нерешенных супружеских проблем. В таком случае ребенок выступает в первую очередь как средство налаживания конфликтных супружеских отношений. Приемный ребенок часто становиться еще одним поводом для конфликта, а не для сплочения супругов.

С уходом из дома взрослого ребенка у родителей появляется чувство потерянности и пустоты, могут нарушатся близкие отношения и семейная гармония. В связи с уходом детей из семьи изменяется ее структура. Существовавший на протяжении долгого времени треугольник, включавший мать, отца и ребенка, трансформируется в супружескую диаду. В такой ситуации кризисная мотивация выявляет нарушение установления нового баланса близости-отдаленности и изменения ролевой структуры семьи.

Факторами риска в этих ситуациях являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т. д.). Нерешенная личностная проблема может стать причиной патологических взаимоотношений с ребенком.

В случае потери родного ребенка приемные родители как можно скорее хотят восполнить жизненную пустоту. Часто они стремятся найти приемного ребенка, максимально похожего на кровного. Постоянный возврат к прошлому и сравнение родителями своего собственного и приемного ребенка, даже на бессознательном уровне часто приводит к неприятию и отвержению приемного ребенка. Родителям тяжело принять тот факт, что приемный ребенок — это отдельная личность со своими интересами возможностями и жизненными задачами.

Данное разделение мотивов у кандидатов в приемные родители, конечно же, условно и их сложно классифицировать по основаниям: плохой — хороший, благоприятный — неблагоприятный. Почти всегда мотивы для принятия ребенка в семью являются смешанными.

Самое главное при принятии решения о возможности стать замещающей семьей, это думать об интересах конкретного ребенка.

Если приемные родители готовы полюбить и принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его проблемами и трудностями, достоинствами и желаниями, если готовы радоваться и с нетерпением ждать перемен в своей семье, то с большой вероятностью приемное родительство станет благоприятным и плодотворным.

Важно понять, сможет ли замещающий родитель принять ребенка со всей его непростой историей, хватит ли у родителя терпения и любви, чтобы ребенок мог доверить ему самое сокровенное — свое будущее.

Елена Воейкова
Заместитель директора по социальной работе
ГБУ ЦССВ «Полярная звезда»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх