На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗВЕЗДНЫЙ БУЛЬВАР

94 подписчика

Свежие комментарии

  • Эльдар Алиев
    👍👍👍Марафон трудоустр...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    В то время когда по усраине идет мракобкосие и снос православных храмов в России возрождают православие и строят новы...На Дмитровском шо...
  • Дмитрий Гурин
    То есть сначала был разработан проект а потом сделают обследование? Беняяя каму ты ты эти рейтузеля пытаешься втюхать...«ЗБ» разбирался, ...

У скромных могил знаменитых людей

На Миусском кладбище в Марьиной роще покоятся выдающиеся писатели, режиссёры, актёры

Дождь не унимался. Огни машин, несущихся по Сущёвскому Валу, рисовали на стенах дождя размытые картины. Постепенно распогодилось. Небо запахло огуречной свежестью. Выглянуло солнце. Нарастающий, как звук, свет заливал Миусское кладбище.

 

Как на сельском погосте 

— Уже откопались? — с юмором спросил какой-то мужик, когда я выходил из ворот кладбища с лопатой через плечо. 

У жены на Миусском кладбище захоронены дед с бабкой. Каждый год мы приходим сюда поправить могилку, помянуть стариков. Они жили неподалёку, а потом переехали из Марьиной рощи в Царствие Божие, буквально за 2 километра. На Миусском разрешены только захоронения в родственные могилы. Так сказать, в «квартиры с подселением». Это практика всех кладбищ, находящихся в черте города. Исключения делаются лишь для особо заслуженных москвичей. Им положены отдельные могилы. Миусское напоминает сельский погост. Тихий, скромный. Весь заросший цветами и травами. С лавочками в могильных оградках, узкими тропинками между могил. Огромные дубы, сосны, липы, задевая небо, растут прямо из могил. 

Могилу Кира Булычёва искал битый час 

На Миусском лежит знаменитый писатель-фантаст Кир Булычёв. Все знают его Алису Селезнёву — девочку из будущего. Главный персонаж назван в честь дочери писателя. По книге снят культовый фильм «Гостья из будущего». Всего по произведениям писателя сняли более 20 фильмов — больше, чем у всех других писателей-фантастов. 

— Пойдёте по главной аллее. Метров через двести увидите серую стелу. Там — место захоронения, — сказал смотритель кладбища, когда я битый час бродил по кладбищу в поисках могилы фантаста.

Скромная стела под раскидистой рябиной. Ни фотографии на памятнике, ни цветов. Не это я ожидал увидеть на могиле культового писателя. 

Не купился на американские миллионы 

Могила легендарного мультипликатора Александра Татарского, сделавшего переворот в отечественной мультипликации, также поражает своей скромностью. Маленькая фотография на гранитной доске. Корявое изображение вороны. Единственный искусственный цветочек. А ведь его «Пластилиновую ворону», «Следствие ведут колобки», «Падал прошлогодний снег» знают все (под мелодию из последнего мульт фильма хоронили Александра Михайловича). Он категорически отказался уехать в США, хотя ему предлагали огромные деньги. Ведь Родину нельзя увезти на подошвах своих сапог. На мультиках Татарского выросло не одно поколение детей. Его заставка к «Спокойной ночи, малыши!» попала в Книгу рекордов Гиннесса «за рекордное число выходов в эфир». 

Недалеко лежит и народный артист России Валерий Гаркалин — сын рабочего гаража и кассирши из столовой. Настоящий народный типаж. На памятнике — цветная фотография, на земле — букет живых цветов и картина в раме (видимо, любимая артистом при жизни). 

Коридор из роз 

Поклонившись великим, я вышел на желток кладбищенского храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, поставленного в 1823 году от Рождества Христова. Меня всегда поражало обилие цветов, декоративных кустарников, деревьев, высаженных вокруг православных храмов. Как будто ты не в холодной России, а где-нибудь в Италии. Вот и на Миусском я шёл по живому благоухающему коридору из роз, пионов, флоксов, можжевельника, сирени, туй, елей. Полнота жизни даже на кладбище… Зашёл внутрь помянуть усопших. Оплавлялись, все в слезах, свечи, воткнутые в золотые лунки. Текучий огонь церковных свечей слабо освещал иконы — окна в духовный мир. Я переворачивал свечи ярким пламенем вниз, накапывал в лунку. Тёк, как горячий мёд, воск. Стояла оглушительная тишина. Женщины с головами, крытыми белыми платами, бесшумно передвигались по храму (разговаривающим в церкви посылаются скорби, говорил преподобный Амвросий Оптинский). На выходе лежала стопка православных газет «Крестовский мост». Газеты — что мне особенно приятно — делаются одной из наших редакций. Правильными и хорошими людьми, моими добрыми друзьями. 

— Берут прихожане? — спрашиваю. 

— Да, особенно в выходные дни. Когда много народа, — говорит свечница Татьяна. 

Ну, и слава Богу. Ведь вера без дел мертва. 

Не принимать жизнь слишком всерьёз 

В старину хоронили прямо вокруг церквей. Церковную ограду Введенского кладбища охлёстывают зелёные от времени надгробия прошлых веков: «Марiя. 1891г. 43 лътъ»… «Евдокiя. 1908г. 73 лътъ»… «участок семейного захоронения 1881-1933г.г.»… Из могил торчат ржавые железные кресты, сваренные из труб (такой вот проход в вечность). На кладбище лезут в голову разные необычные мысли. А именно: сегодняшний день — это лучший ТАКОЙ день, другого ТАКОГО дня не будет. Или: каждую секунду мы теряем целую секунду жизни. И ничего не замечаем. А потеряем два рубля — огорчаемся. Ну и так далее. Но всё равно — не принимайте жизнь слишком всерьёз. Вам всё равно живым из неё не выбраться.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх