О талантливом советском конструкторе рассказал его сын — житель Ростокина Дмитрий Таршинов
Из личного архива
В первой половине дня в технопарке будут проводиться образовательные программы для школьников в рамках проекта «Учебный день в технопарке». Вторая половина дня будет посвящена лекциям, мастер-классам, долгосрочным образовательным программам для всех желающих школьников, а также работе над проектами.
Ожидается, что в новом технопарке будут проходить обучение более 9,4 тыс. школьников ежегодно. Лучшие выпускники смогут получить до 10 дополнительных баллов ЕГЭ для поступления в МИИТ.
Именно благодаря Михаилу Таршинову легендарный танк Т-34 получил свой узнаваемый корпус. Считается, что конструктор первым в мире использовал наклонную броню, которая стала гораздо лучше защищать танк от снарядов.
Инфаркт от напряжённой работы
— Отец был чрезвычайно грамотным и разносторонним специалистом, его можно сравнить с Ломоносовым. После института я долго работал с ним и видел, как в конструкторском бюро к нему обращались с самыми разными вопросами, — вспоминает сын конструктора Дмитрий Михайлович, живущий на проспекте Мира в Ростокине. В октябре 1941-го Харьковский завод №183 срочно эвакуировали за Урал в Нижний Тагил, где продолжалось производство танков. — Я тогда учился в 3-м классе. Отца мы почти не видели. Как и остальные заводчане, он пропадал на производстве сутками, — рассказывает Дмитрий Михайлович. — Так он работал всегда. За всю жизнь он только десять дней был в отпуске. В 1943 году из-за колоссальной нагрузки у отца случился инфаркт, и врачи настояли, чтобы он отдохнул. Это был его первый и последний отпуск. Напряжённая работа не прошла даром. Через несколько лет после войны у него отнялась нога, но он продолжал ходить на работу.
Разрабатывал паротурбовозы
С 1945 по 1948 год Михаил Таршинов работал в послевоенной Германии.
— 8 мая объявили о капитуляции фашистской Германии, а 10 мая отца направили в Берлин, — вспоминает Дмитрий Михайлович. — Отец тогда возглавлял конструкторское бюро по производству танков. В спецкомандировку он отправился в составе технической комиссии Министерства транспортного машиностроения. Советские специалисты должны были изучить военно-технические достижения Германии. В послевоенные годы часть немецких заводов расформировывались. Но некоторые использовались для восстановления советской экономики. — Отец как конструктор занимался разработкой паротурбовозов для тяжёлых товарных и пассажирских поездов. Их КПД намного выше, чем у паровоза, — поясняет Дмитрий Таршинов.
Создавал оборонку Китая
В августе 1945 года СССР помог Китаю освободить территорию Маньчжурии от японских оккупантов. В Китай по просьбе правительства республики поехали советские специалисты. В их числе туда из Германии отправился и Михаил Таршинов.
— О его приезде лично просил Чжоу Эньлай, премьер Госсовета и министр иностранных дел Китая (в 1947 году он занимал пост заместителя председателя Военного совета. — Ред.). Он был прекрасно осведомлён о роли отца в разработке танка Т-34-85, — говорит Дмитрий Михайлович. — Отец помогал Китаю налаживать бронетанковое производство. Массовые поставки танка Т-34-85 и другой бронетехники в Китай начались в 1950-х. К этому времени в стране с помощью Михаила Таршинова и других советских специалистов были созданы оборонные предприятия и подготовлены кадры.
Сталинскую премию оставил государству
В 1946 году Михаила Таршинова за разработку нового танка и коренное усовершенствование существующего танка наградили Сталинской премией 1-й степени.
— Но денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей (до денежной реформы. — Ред.) отец не стал получать. Он оставил его государству, — рассказывает Дмитрий Михайлович. По его словам, отец был категорически против вывоза из Германии каких-либо трофейных подарков. Сам он из Китая привёз только отрез материи на рубашку.
Свежие комментарии